PSY NEW'S
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Психологическая служба в образовании


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Деловые игры

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

SMA

SMA
Хранитель
Хранитель

В последнее время деловые а имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, ад-министрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры использу-ются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач ис-следования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будуще-го.
При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно, если игра проводится эко-номистами, то она называется деловой игрой (business game), реже - управленческой (management game) или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин "имитационная игра" (simulation game). Наиболее распространенным и общим, пожалуй, на Западе является термин "имитационная игра", или "игровая имитация", хотя единого мнения по во-просам терминологии среди специалистов нет. Использование термина "имитационная игра" связано с выделением существенных характеристик этого метода. С одной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкое распространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель той или иной исследуемой системы. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей. Предполагается, что "игровая имитация" или "имитационная игра" объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действитель-ности. Таким образом, в основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Традиционно также подчеркивание того факта, что деловые или имитационные игры являются "серьезными" играми для взрослых, а не развлечением, не отдыхом и т.п.
Следует специально отметить, что деловую или имитационную игру необходимо отличать от других активных методов обучения, с одной стороны, и от методов социально-психологического тренинга - с другой. Надо признать, что в этом вопросе существует большая путаница: термины употребляются небрежно и подчас такие разные методы как групповая дискуссия, ролевые игры (также сама по себе достаточно разнородная область) и деловые игры попадают в одну компанию и обозначаются общим понятием "деловая игра". Трудность заключается как в недостаточной тео-ретической рефлексии данных эмпирически сложившихся методов, так и в отсутствии тех теорети-ческих критериев, на основе которых можно было бы проводить сравнение подобных практик и их классификацию. Существующие попытки классификации носят или сугубо эмпирический (перечис-ление разных методов как они исторически сложились в разных областях знания и практики) или квазитеоретический характер.
Как уже отмечалось выше, отличительным признаком собственно деловой или имитационной игры является наличие имитационной модели (ни в так называемых организационно-деятельностных, ни в ролевых играх имитационные модели не строятся). Является ли данный при-знак достаточно формальным или конституирующим моментом метода? Определяет ли наличие имитационной модели сущность игрового метода? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необ-ходимо понять, что психологически "стоит" за понятием имитационной модели и какую роль она играет в организации деятельности человека в игре. Представляется, что с психологической точки зрения имитационная модель может быть рассмотрена как заданная в специфической материальной форме ориентировочная структура воспроизводимой деятельности. Действительно, создатель игры проделывает огромную работу по анализу норм, организующих ту или иную профессиональную деятельность. И только выявив скрытые механизмы, пружины, определяющие "законы" функцио-нирования и развития той или иной деятельности, представив ту или иную подлежащую изучению область или проблему как самостоятельно функционирующую систему, разработчик может скон-струировать деловую игру; часто для того чтобы создать имитационную модель, приходится про-вести серьезную исследовательскую работу. Организованная на основе таким образом выделенной имитационной модели игра и позволяет задать жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необходимости отражения игры как целого, т.е. к усвоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности.
Если представлять себе игру как такую реальность и социальное пространство, в котором не испытывается "сопротивление" материала при реализации замысла и в котором поэтому все воз-можно, то знакомство с деловыми играми должно сильно поколебать такое убеждение. В отличие от распространенной точки зрения о том, что игра представляет собой царство неограниченной свободы, представленная выше структура, механизм деловой игры показывают, что она воспроиз-водит особую ситуацию не столько всевозможности, сколько столкновения о жестко детермини-рованной жизненной реальностью (пожалуй, эта ситуация даже "жестче", чем реальная жизнь, ведь в так называемой реальной жизни часто можно уйти от решения той или иной проблемы, реально или психологически, можно прибегнуть к обману, игру же обмануть нельзя, нельзя отсрочить решение той или иной задачи).

Основные направления применения деловых игр

Рассматривая вопрос о целях конструирования и применения деловых игр, следует выделить три основных направления:
1) исследования в области экономики, управления и т.д.;
2) обучение, подготовка и переподготовка руководящих кадров;
3) профотбор, аттестация кадров.

Деловые игры в психологии

Конкретные психологические работы в области имитационных игр ведутся в нескольких на-правлениях. Прежде всего имитационная игра выступила как метод исследования психологических закономерностей. Другой круг работ связан с подходом к деловой игре как объекту исследования. И, наконец, в рамках психологической традиции разрабатываются имитационные игры для решения практических задач психотерапии и диагностики.



Деловая игра как метод исследования в психологии

1. Для психологического исследования оказывается крайне важным тот факт, что в деловых или имитационных играх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация и дея-тельность человека в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс деловых игр) воспроизводит взятые из действительности ситуации, что позволяет исследовать человека в усло-виях, максимально приближенных к жизненным.
2. Деловые игры задействуют личность участников. Наличие личностной вовлеченности уча-стников в разыгрываемые ситуации, выраженность и глубина переживаний в ходе имитаций являют-ся ярким эмпирическим фактом. Практически в каждой работе, посвященной методу деловой или имитационной игры, отмечается присущая им эмоциональная насыщенность, эмоциональная напря-женность, указывается на повышение мотивации обучения, возбуждение интереса к изучаемому предмету.
3. Воспроизводимая деятельность осуществляется в условиях относительной неопределен-ности в отношении того решения, которое должно быть принято. В разных играх эта неопределен-ность задается по-разному. В случае "жесткой" имитации предполагается выбор из имеющихся аль-тернатив решения. В "свободных" имитациях, более полно приближенных к условиям реальной дей-ствительности к воспроизводящих ее более целостно, участники сами формулируют проблемы и не ограничены в своих решениях и действиях. В одних случаях участникам четко задается игровая цель и способ выигрыша в данной игре, в других - ситуации, возникающие в игре, предоставляют игрокам большую свободу; они могут сами поставить перед собой цель и использовать для ее достижения те средства, которые им предоставляют правила игры. Каков характер неопределенно-сти игровых ситуаций, предстоит решать в каждом конкретном случае специально.
4. Деловые игры представляют собой искусственные ситуации со специально разработанными правилами, в которых играющего постоянно ставят в неожиданные положения, "загружают" реше-нием конфликтов, проблем и т.п. Следствия условности игровых ситуаций является ненаказуемость поведения участников со стороны социальных институтов, отсутствие санкций и последствий от игровых действий в реальной жизни. Психологическим следствием данных и ряда других особен-ностей игры является то, что она позволяет снять или уменьшить сознательный контроль личности за своим поведением.
5. Сравнивая имитационную игру с другими методами исследования личности, следует отме-тить, что деловые игры обладают рядом преимуществ как по сравнению с лабораторными метода-ми, так и с исследованием личности в естественных условиях.
Имитационная игра предоставляет возможность наблюдать актуальные проявления личности, ее сиюминутную жизнь, а не ограничиваться результатами ретроспективного характера.
Игровые ситуации воспринимаются участниками не как особые экспериментальные ситуации, а как продолжение их обычной жизни, как реальные жизненные ситуации.
Можно выделить следующие приемы и подходы к использованию деловой игры в психоло-гическом исследовании:

1) Игра выступает как модель реальных ситуаций и событий, исход которых известен; в ими-тациях принимают участие разные группы испытуемых, подобранные на основе предварительно выявленных психологических качеств к черт; исследуется роль тех или иных психологических пе-ременных в формировании реального решения.
2) Игра используется как модель возможных в будущем ситуаций, событий; в имитациях при-нимают участие психологически разные группы испытуемых; группы подбираются на основе дан-ных тестирования; исследуется роль личностных факторов в формировании конкретных решений, прогнозируется возможный исход моделируемых событий в действительности.
3) Логика самого метода наталкивает исследователей на такой подход, когда изучение лич-ности осуществляется в ходе ее направленного изменения, воздействия на нее в ходе имитацион-ной игры.
4) Ряд исследований посвящен валидизации метода имитационной игры, сравнению результа-тов данного метода с другими методами и с поведением в реальной жизни.
В других работах, наоборот, именно игровая имитация выступает как аналог реального пове-дения и, таким образом, позволяет проверить валидность других "вербальных" тестов.
5) В последние годы появились работы, посвященные деловым и имитационным играм в со-ветской психология. Деловые игры в них выступают прежде всего как метод исследования целост-ной деятельности. Предметом анализа является моделируемая сложно-организованная и много-уровневая деятельность человека.

Структура деловой игры

Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности ДИ и методике ее конструиро-вания, то нет и общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при разных подходах. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого смысла, конструируя игру или заимствуя ее структурные компоненты у других авторов.
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, кото-рые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру ДИ.
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профес-сиональной деятельности специалиста в учебном процессе.
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ является фактически способом описания работы участников о имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ


дидактические:

- закрепление системы знаний в области конструирования ДИ;
- выработка системных умений по конст-руированию и методическому описанию игры;
- обмен опытом создания ДИ;
- совершенствование навыков принятия коллективных решений;
- развитие коммуникативных умений разно-го рода.

воспитательные:

- порождение творческого мышления;
- выработка установки на практическое использование ДИ:
- воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодейст-вия с людьми;
- преодоление психологического барь-ера по отношению к формам и мето-дам активного обучения.


ИГРОВЫЕ ЦЕЛИ

- разработка вариантов проекта ДИ;
- демонстрация разработчикам приемов создания игрового контекста.

ПРЕДМЕТ ИГРЫ - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме заме-щающей предмет реальной профессиональной деятельности.

СЦЕНАРИЙ - это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы про-блемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последо-вательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

РОЛИ И ФУНКЦИИ ИГРОКОВ должны адекватно отражать "должностную картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

ПРАВИЛА ИГРЫ - отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимае-мых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способст-вовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля кразипрофессиональной деятельности, обеспечи-вает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников ДИ.

Опубликовать эту запись на: reddit

Нет комментариев.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Похожие темы

-

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения