Лучше всех исследовал этот вопрос голландский ученый Й.Хейзинга. Ниже приводятся вы-держки некоторых его выводов.
...Игра старше культуры, ибо культура предполагает наличие человеческого общества, а жи-вотные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть.
Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разряд-ке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невы-полнимых в реальной обстановке желаний.
Ни одно из приведенных объяснений не отвечает на вопрос "Но в чем же, все таки "соль" иг-ры?". Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? По-чему публичное состязание повергает в неистовство тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этой спо-собности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество. Логический рас-судок говорит нам, что Природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр. в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам Игру, с ее напряжением, с ее радостью, с ее шуткой и забавой.
...Игра старше культуры, ибо культура предполагает наличие человеческого общества, а жи-вотные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть.
Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разряд-ке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невы-полнимых в реальной обстановке желаний.
Ни одно из приведенных объяснений не отвечает на вопрос "Но в чем же, все таки "соль" иг-ры?". Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? По-чему публичное состязание повергает в неистовство тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этой спо-собности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество. Логический рас-судок говорит нам, что Природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр. в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам Игру, с ее напряжением, с ее радостью, с ее шуткой и забавой.
Нет комментариев.