Решение- процесс творческий,
метод- только инструмент в руках лица, принимающего решение.
●Теоретические знания расширяют область возможных решений, способствуют более свободному их принятию.
1 этап принятия решения
Анализ проблемы
"Отсечь":
1. Кажущиеся проблемы
1.1. не хватает определенных данных (граничных/начальных условий)
1.2. не "или-или", а "и-и"
1.3. личные предпочтения (не "хорошо-плохо", а "нравится- не нравится")
1.4. не из чего выбирать (реально- 1 вариант)
2. Логические ловушки (заложены в самой постановке задачи)- задача о парикмахере на корабле.
Модель исходной ситуации
• Кто принимает решение? - Лицо, Принимающее Решение (ЛПР).
• Где? - Место принятия решения.
• Когда? - Время для принятия решения.
• Как? - Каким образом принимается и в какой форме выражается решение.
• Что требуется решить? - Цель.
Улучшение исходной ситуации.
• Передать вопрос на рассмотрение другому лицу./ Создать группу.
• Перенести в более приемлемое место (в кабинет/ в кафе …)
• Использовать дополнительное время (Если это возможно, но не затягивать)
• Проанализировать, привлечь дополнительные ресурсы, составить алгоритм действий. Зафиксировать.
• Уточнить цель.
Случаи, в которых требуется уточнение ситуации
Надо в конце - концов определиться…
Надо же когда-нибудь решить…
Если бы я только знал, с какой стороны к этому подойти…
Должен же кто-то решить (разобраться, навести порядок …)
‼ Четкая формулировка целей -половина пути к принятию решения.
Анализ последствий вариантов решений
Для оценки последствий каждого из вариантов решения можно воспользоваться следующим перечнем вопросов (может быть дополнен).
● Что я выиграю? (деньги/ время/ уверенность/ комфорт/ удовольствия/ др.
● Что я потеряю? (деньги/ время/ репутацию/ др)
●Какие новые задачи встанут передо мной? Потребуются ли новые решения7
● Какие обязанности у меня появятся?
● Какие побочные действия могут проявиться?
● Принесу ли я пользу другим людям/обществу?
● Принесу ли я вред другим людям/обществу?
Критерии принятия решений
Критерии могут быть заданы (соревнования, гранты, инвестиции) либо должны вырабатываться в процессе подготовки решения.
●Иногда для поиска критериев можно использовать следующий прием: представьте себе цель своего решения как некий предмет (яблоко, книгу, др.) и попытайтесь мысленно рассматривать его со всех сторон, поворачивая разными сторонами, пытаясь найти новые качества и критерии.
●Полезной бывает установка найти определенное количество критериев (10 или более). На начальном этапе критерии фиксируются без анализа, затем отбираются наиболее важные.
●Для поиска критериев иногда используют различные приемы коллективного мышления.
Решения на основании максим
Принцип, который однажды или неоднократно обеспечил успех, может стать руководством к принятию решений. Решения, принятые только на основании максим (maxima- основное правило, принцип), могут оказаться на самыми эффективными, т.к. принципы, приведшие к успеху при одних условиях, могут оказаться неэффективными или вовсе неприменимыми в других. С другой стороны, максимы могут быть полезны как дополнительный критерий при выборе из нескольких вариантов решений Оптимальным является сочетание аналитических методов и максим. Обобщающий накопленный жизненный опыт. Могут сыграть решающую роль в экстремальных ситуациях.
Примеры максим (добавьте свои)
Тише едешь- дальше будешь. Кто не рискует, тот не пьет шампанское. Лучше в руках синица, чем в небе журавль. Кто многого хочет, то многого добивается. Выбирай, с кем имеешь дело. Деньги не пахнут. Чем больше. Тем лучше. Лучше меньше. Да лучше. Лучше поздно, чем никогда. Сейчас или никогда. Поспешишь- людей насмешишь. Куй железо, пока горячо. Кто не успел, тот опоздал. Бей своих, чтоб чужим неповадно было. Своя рубашка ближе к телу. Ввяжемся в бой, а там видно будет. Предвидеть- значит победить. Меньше знаешь- крепче спишь. Кто владеет информацией, то владеет миром. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Умный учится на чужих ошибках. Глупый - на своих.
Типы противоречий
●Административное противоречие (АП)
Нужно что-то сделать, а как это сделать- неизвестно. (Поднять объем продаж, повысить дисциплину, производительность труда и т.д.)
●Техническое противоречие (ТП)
Если известными способами улучшить одну часть (или один параметр) технической системы, недопустимо ухудшится другая часть (или другой параметр) (мощность двигателя- масса самолета).
●Физическое противоречие (ФП)
К одной и той же части системы предъявляются взаимопротивоположные требования (Крыло самолета должно быть большим, чтобы обеспечить достаточную подъемную силу, и не должно быть большим, чтобы не создавать излишнее сопротивление движению).
метод- только инструмент в руках лица, принимающего решение.
●Теоретические знания расширяют область возможных решений, способствуют более свободному их принятию.
1 этап принятия решения
Анализ проблемы
"Отсечь":
1. Кажущиеся проблемы
1.1. не хватает определенных данных (граничных/начальных условий)
1.2. не "или-или", а "и-и"
1.3. личные предпочтения (не "хорошо-плохо", а "нравится- не нравится")
1.4. не из чего выбирать (реально- 1 вариант)
2. Логические ловушки (заложены в самой постановке задачи)- задача о парикмахере на корабле.
Модель исходной ситуации
• Кто принимает решение? - Лицо, Принимающее Решение (ЛПР).
• Где? - Место принятия решения.
• Когда? - Время для принятия решения.
• Как? - Каким образом принимается и в какой форме выражается решение.
• Что требуется решить? - Цель.
Улучшение исходной ситуации.
• Передать вопрос на рассмотрение другому лицу./ Создать группу.
• Перенести в более приемлемое место (в кабинет/ в кафе …)
• Использовать дополнительное время (Если это возможно, но не затягивать)
• Проанализировать, привлечь дополнительные ресурсы, составить алгоритм действий. Зафиксировать.
• Уточнить цель.
Случаи, в которых требуется уточнение ситуации
Надо в конце - концов определиться…
Надо же когда-нибудь решить…
Если бы я только знал, с какой стороны к этому подойти…
Должен же кто-то решить (разобраться, навести порядок …)
‼ Четкая формулировка целей -половина пути к принятию решения.
Анализ последствий вариантов решений
Для оценки последствий каждого из вариантов решения можно воспользоваться следующим перечнем вопросов (может быть дополнен).
● Что я выиграю? (деньги/ время/ уверенность/ комфорт/ удовольствия/ др.
● Что я потеряю? (деньги/ время/ репутацию/ др)
●Какие новые задачи встанут передо мной? Потребуются ли новые решения7
● Какие обязанности у меня появятся?
● Какие побочные действия могут проявиться?
● Принесу ли я пользу другим людям/обществу?
● Принесу ли я вред другим людям/обществу?
Критерии принятия решений
Критерии могут быть заданы (соревнования, гранты, инвестиции) либо должны вырабатываться в процессе подготовки решения.
●Иногда для поиска критериев можно использовать следующий прием: представьте себе цель своего решения как некий предмет (яблоко, книгу, др.) и попытайтесь мысленно рассматривать его со всех сторон, поворачивая разными сторонами, пытаясь найти новые качества и критерии.
●Полезной бывает установка найти определенное количество критериев (10 или более). На начальном этапе критерии фиксируются без анализа, затем отбираются наиболее важные.
●Для поиска критериев иногда используют различные приемы коллективного мышления.
Решения на основании максим
Принцип, который однажды или неоднократно обеспечил успех, может стать руководством к принятию решений. Решения, принятые только на основании максим (maxima- основное правило, принцип), могут оказаться на самыми эффективными, т.к. принципы, приведшие к успеху при одних условиях, могут оказаться неэффективными или вовсе неприменимыми в других. С другой стороны, максимы могут быть полезны как дополнительный критерий при выборе из нескольких вариантов решений Оптимальным является сочетание аналитических методов и максим. Обобщающий накопленный жизненный опыт. Могут сыграть решающую роль в экстремальных ситуациях.
Примеры максим (добавьте свои)
Тише едешь- дальше будешь. Кто не рискует, тот не пьет шампанское. Лучше в руках синица, чем в небе журавль. Кто многого хочет, то многого добивается. Выбирай, с кем имеешь дело. Деньги не пахнут. Чем больше. Тем лучше. Лучше меньше. Да лучше. Лучше поздно, чем никогда. Сейчас или никогда. Поспешишь- людей насмешишь. Куй железо, пока горячо. Кто не успел, тот опоздал. Бей своих, чтоб чужим неповадно было. Своя рубашка ближе к телу. Ввяжемся в бой, а там видно будет. Предвидеть- значит победить. Меньше знаешь- крепче спишь. Кто владеет информацией, то владеет миром. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Умный учится на чужих ошибках. Глупый - на своих.
Типы противоречий
●Административное противоречие (АП)
Нужно что-то сделать, а как это сделать- неизвестно. (Поднять объем продаж, повысить дисциплину, производительность труда и т.д.)
●Техническое противоречие (ТП)
Если известными способами улучшить одну часть (или один параметр) технической системы, недопустимо ухудшится другая часть (или другой параметр) (мощность двигателя- масса самолета).
●Физическое противоречие (ФП)
К одной и той же части системы предъявляются взаимопротивоположные требования (Крыло самолета должно быть большим, чтобы обеспечить достаточную подъемную силу, и не должно быть большим, чтобы не создавать излишнее сопротивление движению).