PSY NEW'S
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Психологическая служба в образовании


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Выбираем мячи

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Лолита

Лолита
Любительница мужчин
Любительница мужчин

Мяч – одна из самых удивительных и универсальных игрушек. Играть с мячом можно в любом возрасте – от младенчества и до старости.
Мячи бывают самые разные - водные надувные, баскетбольные, теннисные, шарики для пинг-понга, спортивные, детские резиновые мячи и огромные мячи для фитнеса – список можно продолжить. Есть также мячи тряпичные (лоскутные народные мячики), валянные из овечьей шерсти или набитые ею, шитые или вязаные мячи, маленькие «сыпучие» мячики «Socks», снежки – мячики из снега, резные и точеные из кости и дерева. Бесспорным достоинством «мягких» мячей является их безопасность при игре в помещении – это специально «комнатные» мячи. Ни обстановка, ни окна, не говоря уже о самих играющих, не пострадают. Мячей не просто должно быть много и разных, а они должны давать как можно более разнообразный опыт для чувственного восприятия. Именно на это стоит обращать внимание при выборе игрушек для ребенка.
Важными особенностями мячей являются величина и прыгучесть. Одни мячи весело прыгают, а другие – грубо долбят; одни мячи приятно держать в руках, а другие особых эмоций не вызывают. Прыгучими могут быть не только резиновые мячи, но и хорошо набитые шерстяные.
Для маленьких детей (от 1 года) мячи открывают большие возможности для детского экспериментирования. Большой мяч может быть легким, а маленький – тяжелым. В папиной ладони помещается большой футбольный мяч, а в детской ладошке – теннисный. Маленький мяч проскакивает между ручками годовалого малыша. И ногой направить мяч к цели не так просто. Все эти наблюдения в раннем и дошкольном детстве ребенок делает в большей или меньшей степени бессознательно. Эмпирический опыт ложится в основу более позднего обучения, как его фундамент. Поэтому нужно дать ребенку покой и время, самому, играя, наблюдать. И это отнюдь не даром потраченное время.
Ещё одно увлекательное занятие с мячом – это его катание. Малыши с удовольствием катают мячи с горки и пытаются закатить на горку, бегают с мячом, неся его двумя руками перед собой, стараются сохранить равновесие на одной ноге, чтобы другой толкнуть мяч. Бросают мяч с брызгами в воду, слушают звучащий мяч и звук хлопанья об пол или землю, асфальт или воду. Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения. Способность принимать и отдавать мяч как действие становится основой для важной социальной способности принимать и отдавать. Бросать и катать мяч друг другу можно только «договорившись» поиграть. Позднее появляется желание не просто бросать и катать, а делать это определенным образом или с определенной целью. 6-8-летки сравнивают и обсуждают свойства мячей. К школьному возрасту упражнение в ловкости и меткости приходит к своему апогею. И для достижения совершенства дети без устали упражняются: играют в Socks, чеканят футбольный мяч или всем своим существом направляют мяч в баскетбольное кольцо.
Какие же игры с мячом возможны в семье или в компании детей? Каковы их задачи? Обычно мяч рассматривают в основном как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы. Однако возможности этой игрушки далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей. Прежде всего, это общение и способность принимать и отдавать, выпускать и удерживать мячик. Обхватывать и удерживать маленькие круглые предметы ребенок научается в 4-5 месяцев, а выпускать их, «бросая» на пол, – в 7-8 месяцев. К выпусканию из рук (скатывание по наклонной дощечке) к 1 году добавляются броски в произвольном направлении. Основная цель следующих игр – научить ребенка обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький мяч, который он может удержать в одной руке, или большой надувной, который можно удержать только двумя руками), осуществлять броски разной дальности и точности, пользоваться орудием (палочкой, клюшкой, молотком) для толкания, закатывания.
Для детей от 1 года до 2 лет интереснее просто скатывать мяч с наклонной плоскости или бросать его в произвольном направлении. Для детей постарше задание можно усложнить, побуждая закатывать мяч в определенной ширины воротца, ямку или забрасывать его в корзину, передавать мяч точным броском руками или клюшкой кому-то из группы ребят. Выделите для этих игр свободный уголок, где ребенок мог бы передвигаться без опасения наткнуться на углы или зацепить ногой коврик. Расположите в приготовленном месте мячики разного размера, изготовленные из разных материалов (воздушный шарик, большой надувной мяч, теннисные мячи и мячи от пинг-понга, а также спортивные резиновые мячи, тряпичные или ватные мячи, клубки из ниток). Для более сложных вариантов действия с мячом можно приготовить корзинки, тазики, большие деревянные кубы и дощечку для изготовления горки или скамеечки, под которой, как под воротцами, можно прокатить мяч определенного размера. Высоту скамеечки можно регулировать с помощью набора строительных кубов.
Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения. Способность принимать и отдавать мяч как действие становится основой для социальной способности принимать и отдавать. Важно обращать внимание на свое внутреннее состояние, настроение с каким мы взаимодействуем в игре с детьми – как мы катим или бросаем. Дети внутренне сопереживают нашему жесту – небрежному или аккуратному. И даже если не получается, внутренне ребенок стремится воспроизвести именно наш жест. Игры с мячом для дошкольников лучше сопровождать стихами или напевами, которые задают определенный ритм. Таким образом, мы вовлекаем ребенка в плавное непрерывное движение, ненавязчиво, без объяснений, задавая некую форму и порядок.
Перейдем к конкретным играм.
Уже в 1,5-2 года можно использовать игру «Солнышко».
Опишем её подробнее. Берем мяч такого размера, который удобно ловить и катить двумя руками (диаметром 12-15 см). Садимся с ребенком напротив друг друга, разведя ноги в стороны – у каждого получается свой «домик». Стопы рядом сидящих примыкают друг к другу. Таким образом мы ограничиваем пространство движения мяча. Мячик в ладонях взрослого покачивается из стороны в сторону с песенкой на произвольный мотив:
По небу солнце ходит
И в домики заходит.
И к Ване заходит (мячик катится к Ване),
И к маме заходит (мячик от Вани катится к маме),
И к Ване заходит,
И к маме заходит… (повторение неограниченно – закрепляет направленное катание по полу).
К 2 годам, можно расширить компанию играющих и включить в нее других взрослых или взрослых с детьми. Хорошо играть в компании нескольких мам с детьми. Тогда сажаем ребенка перед собой, спинкой к себе, «открываем двери» для солнышка и вместе катаем его ручками малыша. Если малыш взял в ручки мяч и не хочет с ним расставаться, то после «и к Ване заходит» снова начинаем песенку, баюкая солнышко:
По небу солнце ходит
И в домики заходит.
И к маме заходит…
Обычно все идет гладко. Если кто-то из детей выбрасывает мяч из круга или не отдает, то можно его поправить, сохраняя образ солнца: «О солнышко к нам еще не заглянуло. К кому оно теперь протянет свои лучики? К Олегу, наверное». После чего продолжить пение.
Игра очень нравится детям, она не утомительна и может продолжаться очень долго. Лет в 5 дети самостоятельно начинают играть в нее. Музыкальность исполнения вносит покой и размеренность. В большой группе важно, чтобы ребенок имел время сам решить, кому он отправляет мяч (можно увидеть некоторые симпатии и предпочтения, открытость или замкнутость). С детьми постарше можно использовать более сложный вариант, например, предварительно спрашивать у них, кому они хотят отдать мяч и поощрять их попытки отправить его точно «по адресу». Можно сопровождать это занятие стишком:
Мячик катится домой,
Ты поймай его рукой.
Аналогичные игры можно организовать за столом, используя маленькие резиновые мячи, мячики для пинг-понга, матерчатые, ватные мячи или шерстяные клубки. С 3 лет можно передавать мячик по кругу из рук в руки под музыку или пение и останавливаться, как только музыка остановится.

Опубликовать эту запись на: reddit

Нет комментариев.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Похожие темы

-

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения