Л.С. Выготский выделил три группы периодизаций: по внешнему критерию, по нескольким признакам детского развития. 1 группа. Для нее свойственно построение периодизации на внешнем признаке, но он связан с процессом развития критерия. 2 группа. Здесь используется, напротив, внутренний критерий. Им становится какая-либо одна сторона развития. Пример развития детской сексуальности описан у 3. Фрейда. Он считал, что главным двигателем человека и его поведения считается бессознательное, которое насыщено сексуальной энергией, т.е. сексуальное развитие определяет развитие всех сторон человека и служит критерием возрастной периодизации. Периодизация, основанная на одном признаке, очень субъективна. Причина заключается в том, что авторами выбирается одна из многих сторон развития. Еще одна причина в том, что не учитывается процесс последующего развития и изменения критерия на разных этапах. К тому же любой признак меняется от возраста к возрасту. 3 группа. Здесь деление происходит на основе нескольких важных особенностей развития. В пример можно привести периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. Каждый этап развития человека характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития — основными достижениями, сопутствующим образованием, особенностями развития самосознания. А.С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Он выделял – «стабильные» и «нестабильные» периоды развития. Критерием возрастной периодизации А.Н. Леонтьева являются ведущие виды деятельности. Развитие этой деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития. В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, которые определяют возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. А.В. Петровский для каждого возрастного периода выделил три фазы вхождения в референтную общность: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию, где происходят формирование и развитие личности. Возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, особенностей созревания определенных структур. Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания психических функций определяет общее движение развития. Объективные, исторически обусловленные реальности существования человека влияют на него на разных этапах онтогенеза в зависимости от того, через какие психологические функции они применяются
PSY NEW'S
Нет комментариев.