Итак, врачи поставили Вашему чаду неутешительный диагноз...
Во-первых, не паникуйте!
Если родители ребенка со снижением слуха или зрения, с двигательными нарушениями в какой-то мере психологически готовы к тому, что их ребенок будет учиться «не как все», что он будет посещать специализированные детский сад или школу, то родители детей, отстающих в умственном развитии, узнавая диагноз ребенка, нередко переживают болезненную реакцию. Ощущение себя и своего ребенка выброшенными из «нормальной жизни», страх за будущее ребенка, мучительный поиск ответа на вопрос «кто виноват, что он не такой, как все?» - не лучшие помощники в принятии взвешенного решения, на многие годы вперед определяющего педагогическую судьбу ребенка. Опыт показывает, что одинаковый по интенсивности стресс переживает большинство родителей, независимо от того, насколько инвалидизирующими являются выявленные у ребенка проблемы. Так, вынесенный вердикт о наличии у ребенка задержки психического развития (вариант нормального развития, требующий при обычном обучении специальной коррекционно-развивающей педагогической поддержки) травмирует в такой же степени, как диагноз «умственная отсталость легкой степени», предполагающий возможность обучения по облегченной (вспомогательной) программе в специальной школе. Большинство родителей радуются, «устроив» ребенка в логопедический детский сад – «там и детей в группе меньше, и заниматься будут». А вот направление в «речевую» школу (школу для детей с недостатками речевого развития, обучение в которой предполагает специальную программу по русскому языку, все остальные предметы «проходятся» по обычной программе средней школы) воспринимается также болезненно, как сообщение о глубокой умственной отсталости, или «необучаемости» ребенка (в кавычках – потому что необучаемости как таковой не существует, все дети развиваются и могут быть обучены в соответствии с доступной им программой).
В соответствии с существующим положением, все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребенка условий обучения могут быть осуществлены только с согласия родителей.
Во-вторых, необходимо получить от консультирующих специалистов максимально полную информацию об особенностях вашего ребенка и предлагаемом пути обучения. Не стесняйтесь задавать вопросы – в результате беседы для вас не должно остаться «темных пятен» в имеющейся ситуации. Какие особенности ребенка свидетельствуют о диагностированном варианте развития? Могут ли эти особенности быть обусловленными какими-либо «внешними» факторами, например, неправильным воспитанием? Есть ли другие варианты обучения, другие (альтернативные или дополняющие) способы психологической и педагогической помощи, кроме предложенных? Какова перспектива развития и обучения ребенка, какой объем знаний он сможет усвоить при предложенной форме обучения? Каковы особенности программы, по которой будет обучаться ребенок? Каковы перспективы его социальной адаптации, какие профессии он сможет освоить, закончив обучение? Какие ограничения ждут его в жизни в связи с имеющимся диагнозом? Это небольшая и наиболее общая часть многочисленных вопросов, возникающих у родителей, стремящихся выбрать оптимальный путь обучения для своего ребенка. Для многих родителей, например, важным фактом, способствовавшим принятию решения о переводе ребенка во вспомогательную школу были сведения о том, что программа вспомогательной школы по математике предполагает ориентацию в пределах тысячи в третьем классе, освоение таблицы умножения, изучение географии и биологии. Оказывается, что большинство из них до получения этой информации было уверенно, что вспомогательная школа – это то, что показывают по телевизору в репортажах из психоневрологических интернатов (места содержания инвалидов с глубокой степенью умственной отсталости).
Если консультация вас не удовлетворила, не стесняйтесь получить «второе мнение». Доверяйте себе – если специалист утверждает что-либо, противоречащее вашему опыту общения с ребенком, возможно, он не до конца разобрался в имеющейся ситуации, и повторная консультация позволит «пролить свет» на неясные вопросы. В конечном итоге существенные противоречия между вашим мнением о возможностях ребенка и мнением специалистов должны быть ликвидированы на основе полученных в результате обследования фактов. Поддерживайте контакт с вызывающим у вас доверие специалистом, потому что его советы могут потребоваться вам еще не один раз.
В третьих, не принимайте важных решений в состоянии стресса. Практика показывает, что хладнокровных родителей, не реагирующих эмоционально на оценку их ребенка (а диагностика воспринимается как оценка, в каких бы терминах она не формулировалась), просто не бывает. Более того, большинство родителей гораздо острее реагирует на оценку своего ребенка, чем на оценку самих себя, и это совершенно естественно. Поэтому, признавая правомерность своих чувств, дайте им немного остыть и улечься. Отвлекитесь на время, займитесь чем-либо, доставляющим вам удовольствие, обратите внимание на то, что жизнь продолжается, и она по-прежнему привлекательна для вас и вашего ребенка. Если отвлечься не удается, если в голове все время «прокручиваются» мысли об «ужасной судьбе», о «страшном диагнозе», если эти мысли не дают сосредоточиться на текущих делах, мешают спать, попросите выписать вам успокоительное средство: такая «вышедшая из берегов» реакция принесет вред и вам, и ребенку. Немного успокоившись, обратите свое внимание на ребенка: он все тот же милый, родной и любимый, его достоинства не стали меньше, а недостатки – больше, чем раньше. Просто теперь перед вами стоит задача полководца – определить стратегию и тактику работы с ним таким образом, чтобы максимально помочь его развитию и обучению. Эта работа потребует немало ваших сил и времени, так что не стоит тратить их на непродуктивные переживания.
В четвертых, не бойтесь диагнозов. Диагноз – всего лишь констатация имеющихся проблем специальными медицинскими и психологическими терминами. Незнакомые термины часто звучат устрашающе, надо просто попросить специалиста, пишущего заключение, объяснить вам все непонятные слова, и тогда окажется, что они обозначают только то, о чем вы давно знаете сами и о чем вы только что говорили со специалистом во время консультации.
Некоторые родители, понимающие недостатки развития своих детей и болеющие за их будущее благополучие, опасаются, что зафиксированный где-либо «страшный диагноз» повлияет на дальнейшую судьбу ребенка. Немалую роль в возникновении таких страхов сыграли популярные СМИ, публикующие материалы с фразами типа: «Его сделали человеком второго сорта, поставив диагноз «Дебильность», из-за этого он смог окончить только два класса школы и до сих пор не может нигде устроиться на работу». И никто никогда не объяснит наивно верящим автору читателям, что освоить только два класса человек смог именно из-за того, что страдал умственным недоразвитием в степени дебильности (в настоящее время, кстати и диагноза такого нет, диагноз звучит как умственная отсталость легкой степени), а было бы умственное недоразвитие выявлено своевременно, пошел бы он учиться во вспомогательную школу, закончил бы ее, получил доступную профессию и, возможно, вполне благополучно бы жил и работал. В результате подмены причины и следствия получается, что во всем виноват «ужасный диагноз», а ведь по сути он только отражает имеющиеся проблемы. И гораздо лучше иметь установленный диагноз и возможность решать имеющиеся проблемы теми способами, которые разработали и предлагают специалисты, чем игнорировать проблемы, предполагая, что они сами собой исчезнут. Ведь нередко своевременность оказанной помощи имеет принципиальное значение, а исправить недостатки неправильного обучения гораздо сложнее, чем начинать «от нуля» адекватное обучение.
Во-первых, не паникуйте!
Если родители ребенка со снижением слуха или зрения, с двигательными нарушениями в какой-то мере психологически готовы к тому, что их ребенок будет учиться «не как все», что он будет посещать специализированные детский сад или школу, то родители детей, отстающих в умственном развитии, узнавая диагноз ребенка, нередко переживают болезненную реакцию. Ощущение себя и своего ребенка выброшенными из «нормальной жизни», страх за будущее ребенка, мучительный поиск ответа на вопрос «кто виноват, что он не такой, как все?» - не лучшие помощники в принятии взвешенного решения, на многие годы вперед определяющего педагогическую судьбу ребенка. Опыт показывает, что одинаковый по интенсивности стресс переживает большинство родителей, независимо от того, насколько инвалидизирующими являются выявленные у ребенка проблемы. Так, вынесенный вердикт о наличии у ребенка задержки психического развития (вариант нормального развития, требующий при обычном обучении специальной коррекционно-развивающей педагогической поддержки) травмирует в такой же степени, как диагноз «умственная отсталость легкой степени», предполагающий возможность обучения по облегченной (вспомогательной) программе в специальной школе. Большинство родителей радуются, «устроив» ребенка в логопедический детский сад – «там и детей в группе меньше, и заниматься будут». А вот направление в «речевую» школу (школу для детей с недостатками речевого развития, обучение в которой предполагает специальную программу по русскому языку, все остальные предметы «проходятся» по обычной программе средней школы) воспринимается также болезненно, как сообщение о глубокой умственной отсталости, или «необучаемости» ребенка (в кавычках – потому что необучаемости как таковой не существует, все дети развиваются и могут быть обучены в соответствии с доступной им программой).
В соответствии с существующим положением, все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребенка условий обучения могут быть осуществлены только с согласия родителей.
Во-вторых, необходимо получить от консультирующих специалистов максимально полную информацию об особенностях вашего ребенка и предлагаемом пути обучения. Не стесняйтесь задавать вопросы – в результате беседы для вас не должно остаться «темных пятен» в имеющейся ситуации. Какие особенности ребенка свидетельствуют о диагностированном варианте развития? Могут ли эти особенности быть обусловленными какими-либо «внешними» факторами, например, неправильным воспитанием? Есть ли другие варианты обучения, другие (альтернативные или дополняющие) способы психологической и педагогической помощи, кроме предложенных? Какова перспектива развития и обучения ребенка, какой объем знаний он сможет усвоить при предложенной форме обучения? Каковы особенности программы, по которой будет обучаться ребенок? Каковы перспективы его социальной адаптации, какие профессии он сможет освоить, закончив обучение? Какие ограничения ждут его в жизни в связи с имеющимся диагнозом? Это небольшая и наиболее общая часть многочисленных вопросов, возникающих у родителей, стремящихся выбрать оптимальный путь обучения для своего ребенка. Для многих родителей, например, важным фактом, способствовавшим принятию решения о переводе ребенка во вспомогательную школу были сведения о том, что программа вспомогательной школы по математике предполагает ориентацию в пределах тысячи в третьем классе, освоение таблицы умножения, изучение географии и биологии. Оказывается, что большинство из них до получения этой информации было уверенно, что вспомогательная школа – это то, что показывают по телевизору в репортажах из психоневрологических интернатов (места содержания инвалидов с глубокой степенью умственной отсталости).
Если консультация вас не удовлетворила, не стесняйтесь получить «второе мнение». Доверяйте себе – если специалист утверждает что-либо, противоречащее вашему опыту общения с ребенком, возможно, он не до конца разобрался в имеющейся ситуации, и повторная консультация позволит «пролить свет» на неясные вопросы. В конечном итоге существенные противоречия между вашим мнением о возможностях ребенка и мнением специалистов должны быть ликвидированы на основе полученных в результате обследования фактов. Поддерживайте контакт с вызывающим у вас доверие специалистом, потому что его советы могут потребоваться вам еще не один раз.
В третьих, не принимайте важных решений в состоянии стресса. Практика показывает, что хладнокровных родителей, не реагирующих эмоционально на оценку их ребенка (а диагностика воспринимается как оценка, в каких бы терминах она не формулировалась), просто не бывает. Более того, большинство родителей гораздо острее реагирует на оценку своего ребенка, чем на оценку самих себя, и это совершенно естественно. Поэтому, признавая правомерность своих чувств, дайте им немного остыть и улечься. Отвлекитесь на время, займитесь чем-либо, доставляющим вам удовольствие, обратите внимание на то, что жизнь продолжается, и она по-прежнему привлекательна для вас и вашего ребенка. Если отвлечься не удается, если в голове все время «прокручиваются» мысли об «ужасной судьбе», о «страшном диагнозе», если эти мысли не дают сосредоточиться на текущих делах, мешают спать, попросите выписать вам успокоительное средство: такая «вышедшая из берегов» реакция принесет вред и вам, и ребенку. Немного успокоившись, обратите свое внимание на ребенка: он все тот же милый, родной и любимый, его достоинства не стали меньше, а недостатки – больше, чем раньше. Просто теперь перед вами стоит задача полководца – определить стратегию и тактику работы с ним таким образом, чтобы максимально помочь его развитию и обучению. Эта работа потребует немало ваших сил и времени, так что не стоит тратить их на непродуктивные переживания.
В четвертых, не бойтесь диагнозов. Диагноз – всего лишь констатация имеющихся проблем специальными медицинскими и психологическими терминами. Незнакомые термины часто звучат устрашающе, надо просто попросить специалиста, пишущего заключение, объяснить вам все непонятные слова, и тогда окажется, что они обозначают только то, о чем вы давно знаете сами и о чем вы только что говорили со специалистом во время консультации.
Некоторые родители, понимающие недостатки развития своих детей и болеющие за их будущее благополучие, опасаются, что зафиксированный где-либо «страшный диагноз» повлияет на дальнейшую судьбу ребенка. Немалую роль в возникновении таких страхов сыграли популярные СМИ, публикующие материалы с фразами типа: «Его сделали человеком второго сорта, поставив диагноз «Дебильность», из-за этого он смог окончить только два класса школы и до сих пор не может нигде устроиться на работу». И никто никогда не объяснит наивно верящим автору читателям, что освоить только два класса человек смог именно из-за того, что страдал умственным недоразвитием в степени дебильности (в настоящее время, кстати и диагноза такого нет, диагноз звучит как умственная отсталость легкой степени), а было бы умственное недоразвитие выявлено своевременно, пошел бы он учиться во вспомогательную школу, закончил бы ее, получил доступную профессию и, возможно, вполне благополучно бы жил и работал. В результате подмены причины и следствия получается, что во всем виноват «ужасный диагноз», а ведь по сути он только отражает имеющиеся проблемы. И гораздо лучше иметь установленный диагноз и возможность решать имеющиеся проблемы теми способами, которые разработали и предлагают специалисты, чем игнорировать проблемы, предполагая, что они сами собой исчезнут. Ведь нередко своевременность оказанной помощи имеет принципиальное значение, а исправить недостатки неправильного обучения гораздо сложнее, чем начинать «от нуля» адекватное обучение.