PSY NEW'S
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Психологическая служба в образовании


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Что рисует ваш ребенок?

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Лолита

Лолита
Любительница мужчин
Любительница мужчин

Почему малыши с таким упоением водят (вернее – возят) карандашом по бумаге? Психологи считают, что таким образом они изливают переполняющие их эмоции; это их способ понимать мир и себя. Не удивительно, что по рисунку можно сказать очень многое о том, нравится ли художнику от горшка два вершка его существование или ему не очень уютно на свете.
Вспомните, какую радость нам в детстве приносило рисование! Увы, повзрослев, мы забываем о ней. Стремление к изобразительной деятельности свойственно всем детям уже с раннего возраста. Рисование влияет на развитие ребенка, на формирование различных сторон его личности; через рисунок он выражает свои чувства и переживания, представления о том, кто он есть и кем стремится быть, свое миропонимание
По наблюдению многих авторов, ребенок и изобразительное искусство связаны друг с другом едиными гармоничными взаимоотношениями, и, в известном смысле, все дети являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Кроме того, рисование действительно связано с радостью, поэтому заниматься рисованием особенно рекомендуется тем детям, кто испытывает эмоциональное неблагополучие, у кого есть какие-то душевные раны или неразрешенные внутренние конфликты. Радость повышает уверенность в своих силах и формирует позитивное отношение к жизни.
Известно, что именно в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок проявляет наибольший интерес к рисованию. К 10-11 годам подавляющее большинство детей вступает в так называемый кризис детского изобразительного творчества. Многие перестают рисовать. Вот почему так важно не упустить благодатный период и использовать возможности изобразительного искусства для эмоциональной поддержки и воспитания лучших качеств личности.
Психологи и педагоги много говорят о том, что ребенку, как воздух, нужна ласка и нежность родителей. Но обнимать и без конца целовать своего мальчика или девочку - это еще не все. Ребенку нужно постоянное общение. А язык искусства - это универсальный язык общения, помогающий лучше понять друг друга, ощутить радость творчества и поверить в себя. Поэтому рисуйте вместе с детьми, и вам будет легче найти общий язык со своим чадом.
Я уже слышу возражения: "Я не умею рисовать" или "В последний раз я брала в руки кисточку в школе...". Все это - проявления нашей внутренней неуверенности. Мы - профессионалы в своем деле, знающие ответы на все детские вопросы, и вдруг - рисовать. Как раз в этот момент срабатывает чувство: "А вдруг не получится? Как я буду выглядеть в глазах своего ребенка?". Расслабьтесь! Такие опасения только до первого раза. Представьте, что вы - пятилетний ребенок, и смело приступайте к рисованию! Художественное творчество позволит вам отключиться от дневных забот, избавит от плохого настроения, поможет сосредоточиться на другом и найти новые плодотворные способы общения с ребенком.

А мы предлагаем вам различные упражнения и возможные темы занятий, которые, при необходимости, вы сможете дополнить или видоизменить вместе с детьми.
Например, чтобы повысить самооценку, можно нарисовать "Самое-самое-самое...". Предложите ребенку согнуть лист (формата A3) пополам. На внешней половине листа пусть он нарисует любую дверь (каменную, деревянную, закрытую, открытую…) в любое помещение (в пещеру, в дом, в замок, в подземелье, в сказку…). Ребенок "открывает" дверь и на внутренней части листа рисует "Самое-самое-самое...". У каждого свое. У кого-то это самое красивое, у кого-то самое страшное или самое интересное, небывалое и т.д. Пусть сын (или дочь) придумает свою историю о том, какое "самое-самое" скрывается за нарисованной дверью. Важнее всего для вас будет рассказ ребенка о своем рисунке. Задайте малышу разнообразные вопросы, по правилам игры принимается абсолютно любой вопрос, и отвечающему нужно быстро сориентироваться и придумать ответ. А самый захватывающий момент для ребенка - это, конечно, посмотреть на ваш рисунок, услышать вашу историю о "самом-самом..." и затем самому задать каверзные вопросы маме или папе. Вот это удовольствие!
А вот другое задание. Вырежьте из бумаги разнообразные фигуры: может быть, это будет круг, квадрат или треугольник. На этих заготовках в любом месте нарисуйте некий фрагмент, кусочек, намек на будущий рисунок. Предложите малышу внимательно, со всех сторон, разглядеть начатый рисунок и увидеть в нем свой образ и дорисовать его. После завершения работы, попытайтесь угадать, что или кто спрятался в рисунке вашего чада. И только тогда, когда вы предложите все свои варианты, довольный ребенок "сознается" и подробно опишет свой рисунок. Это упражнение стимулирует воображение, творческую активность и может превратиться в увлекательную игру, если вы пригласите поучаствовать в ней друзей вашего ребенка. Дети наперебой будут предлагать свои варианты, всем непременно захочется угадать, что спряталось в рисунке.
- Это цветок!
- Да нет же, это - волшебный цветок или чудо-дерево!
- А мне кажется, это - цветок, а в нем - добрая фея!
И не забудьте наградить самого прозорливого участника игры аплодисментами.
Метод пиктограмм является хорошим упражнением на развитие памяти с использованием изображений: ребята должны "записать" предлагаемые вами слова и словосочетания в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, "прочитав" свои рисунки. Интересно, как дети нарисуют такие абстрактные понятия как "Добро", "Зло", "Счастье", или как сумеют изобразить эмоциональные состояния и чувства "Радость", "Гнев", "Печаль". Попробуйте и вы изобразить эти понятия, а потом сравните с рисунками малыша.
К вам в гости пришли дети, или вы хотите отметить день рождения вашего ребенка? Тогда совместное рисование, безусловно, украсит праздник и принесет незабываемую радость!
Обычно создание общей картины вызывает большое оживление. Темы заданий могут быть самыми разнообразными: "Времена года", "Подводный мир", "Дом моей мечты", "Наша школа", "Вселенная", "Энергия добра" и др. Успешность подобной работы во многом зависит от общей готовности участников к сотрудничеству и совместной деятельности, от вашей способности обеспечить психологическую и физическую безопасность каждого ребенка. Практика показывает, что творческой работе всего коллектива над общим заданием должен предшествовать опыт совместной работы в паре, в четверке, в небольшой группе. Подготовленным таким образом детям будет проще вступить в совместную деятельность со всем коллективом группы.
Одна из возможных форм совместной работы в паре строится следующим образом: дети по жребию выбирают себе партнера. Жребий позволяет избежать пустых конфликтов, директивного назначения родителей и в то же время дает опыт совместной деятельности вне зависимости от личных симпатий. Жеребьевка всегда сопровождается тайной, неожиданностью и доставляет ребятам удовольствие.
После определения партнера парам предлагался один на двоих лист бумаги (формата A3). Потом дается примерно такая инструкция: "Ребята, вы будете рисовать вдвоем на одном листе на свободную тему, главное условие при этом - абсолютный запрет на переговоры друг с другом. Ваша задача - с помощью жестов, мимики, движения попытаться понять друг друга". Творческая работа в парах к тому же предоставляет родителям удачную возможность понаблюдать, какие методы и приемы дети используют в процессе коммуникации, как они чувствуют себя в роли лидера и ведомого и т. д.
После творческой работы проведите обсуждение, в котором участвующая пара расскажет о своем рисунке и о своих ощущениях. В процессе обсуждения можно задавать стимулирующие вопросы:
• Как бы вы назвали свой рисунок?
• Как вы рисовали: вместе или отдельно?
• Вы довольны получившимся рисунком?
• Как вам работалось вдвоем?
• Всегда ли вы были довольны выбором партнера?
• Как вам удавалось понять друг друга без слов?
• Кому первому приходила идея рисунка?
Работа, организованная таким образом, и внимание взрослого к ощущениям каждого ребенка являются полезным опытом совместной деятельности для детей.

Опубликовать эту запись на: reddit

Лолита

Сообщение Пт Сен 04, 2009 12:00 pm автор Лолита

Еще одна известная форма организации группового рисования -"Рисунок по кругу" - также не предполагает предварительного планирования темы и содержания рисунка. Дети рассаживаются вокруг стола по кругу и начинают рисовать на одном и том же большом листе бумаги, передавая его друг другу. В процессе рисования договариваться о сюжете не разрешается. Затем начинается групповое обсуждение готового результата, обмен мнениями о том, что же получилось в итоге, довольны дети или нет созданным рисунком. Опыт подобной работы с семилетними и восьмилетними детьми наглядно показал, как ревностно юные художники относятся к своему рисунку, как они ценят его. В процессе рисования практически все ребята, особенно первоклассники, внимательно наблюдают за продвижением своего рисунка и его изменением под чужой рукой. Постарайтесь соответствующим образом настроить малышей. Пусть каждый внесет в рисунок соседа только самое лучшее, подарит другу самую добрую частичку своей души.
Хотите заглянуть в душу малыша? Выберите время, когда ребенок возьмет карандаши и альбом, и предложите ему нарисовать семью. Не подсказывайте и не уточняйте, кого именно и как он должен рисовать. Не мешайте маленькому Рафаэлю, а тихонько наблюдайте за ним. Возможно, вас ждут открытия.
ПАПА, МАМА, Я…
В какой последовательности ребенок нарисовал членов семьи? Если первым нарисовал себя, это вовсе не значит, что он эгоцентрик. Так и должно быть. Ведь малыш рисует свой мир, в котором он – главный добрый волшебник. Другое дело, если он нарисовал одного себя. Это означает, что он не чувствует себя членом семьи, существует сам по себе. После себя, как правило, ребенок рисует того члена семьи, которого считает самым важным.
Последними на бумаге обычно появляются братья наши меньшие – кошка и собака. А вот если хвостатый друг оказался вторым по счету, значит, малышу одиноко. Если ребенок «забыл» нарисовать кого-то из близких, это тревожный сигнал. Стало быть, этот «кто-то» малышу неприятен. Может быть, это месть за недавнюю обиду или наказание.
Все дети хотят скорее вырасти, поэтому рисуют себя вровень со взрослыми – ну, может, чуточку ниже. Если же малыш нарисовал себя очень маленьким, вероятно, он слишком зависит от родителей, которые мешают ему проявлять собственную индивидуальность.
ВСЕ ВМЕСТЕ
Если на рисунке все родственники стоят рядом и держатся за руки, ребенок чувствует себя частью единого целого под названием «семья». Он уверен во всеобщей любви к нему.
Ближе всего к себе ребенок рисует самого милого ему человека, которому доверяет всем существом. Родители, которые мало общаются друг с другом и с ребенком, появятся на листе бумаги в разных углах или в отдельных окошках, разделенные линиями. Хуже, если они будут стоять спиной друг к другу.
Младшие братья или сестрички тоже частенько оказываются в стороне от всех остальных. Если они к тому же микроскопических размеров, значит, ребенок ревнует и борется за внимание родителей. А щербатые улыбки от уха до уха, бантики, цветочки, воздушные шарики, летающие, как бабочки, вокруг, – верный признак, что ребенку хорошо в этом мире.
НОГИ, РУКИ, ГОЛОВА
Дошколята уже четко рисуют все части лица и тела, не забывая о деталях. Отсутствие какой-либо части тела настораживает. Длинные руки у кого-то из родственников говорят о страхе перед тем, что он может наказать, ударить. Если папа часто ругает ребенка, ребенок может «забыть» нарисовать ему рот. Большие и толстые ноги у фигурок свидетельствуют, что ребенок чувствует напряженность в семье и подсознательно стремится к более надежному фундаменту семейных отношений.
Малыш, которому неуютно в мире, нарисует страшноватых людей с раскинутыми в сторону руками и большими пальцами. Автор, рисующий длинноногих, скорее всего стремится к независимости, а если начинающий художник изображает всех с поднятыми вверх руками, это не очень хорошо. Значит, ему нравится внушать страх, нравится, когда его боятся.
У НЕЖНОСТИ ЦВЕТ НЕБА
Самое любимое и близкое ему существо малыш постарается раскрасить тем же цветом, что себя. Напористые и непоседливые выбирают обычно теплые и горячие цвета – малиновый и оранжевый. Холодные тона предпочитают тихие, мечтательные, серьезные малыши. Их привлекают синий, голубой, бледно-желтый. Контраст черного и белого – отражение внутреннего конфликта, с которым ребенок никак не может справиться.
И еще обращайте внимание, как ваше дитя раскрашивает изображение. Если карандаш то и дело выскакивает за пределы контура, значит, малыш свободолюбив и наделен даром независимости. Если же рисунок раскрашен канцелярски аккуратно и уж тем более если между контуром и основным цветом остается белая полоса – это знак, что малыш не уверен в себе, чувствует себя беззащитным и постоянно нуждается в вашей поддержке.


Художник, даже если это ребенок, всегда ощущает связь со своими работами. Если он плохо относится к своему рисунку, есть основания предполагать плохое отношение и к себе. Ничего не бывает случайного в детском рисунке. При внимательном наблюдении и искреннем желании понять ребенка можно заметить много сигналов и признаков, указывающих на его эмоциональное состояние. Желаю вам успехов в совместном творчестве!

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Похожие темы

-

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения