PSY NEW'S
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Психологическая служба в образовании


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Психосексуальное развитие подростков

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Лолита

Лолита
Любительница мужчин
Любительница мужчин

Опыт проведения групповых занятий в рамках программы медико-психологической реабилитации городского детско-подросткового стационарного наркологического отделения Наркологического диспансера 12 г. Москвы.Зотова Софья.


В Городском Детско-подростковом наркологическом стационарном отделении Наркологического диспансера 12 находятся на лечении пациенты в возрасте 8-17 лет с употреблением психоактивных веществ. Это так называемые "трудные" подростки из социально-неблагополучной среды, как правило, из неполных, дисфункциональных семей. В личной истории пациентов встречается весь спектр пороков взрослых: насилие, обман, унижение, сексуальное использование, разводы родителей, драки и избиения, алкоголизм, токсикомании, наркомании.
Обращает на себя внимание низкий уровень психосексуального развития на фоне раннего, часто травматического начала сексуальной жизни. Мы сталкивались со случаями начала половой жизни с 10-12 лет при, практически не развитой половой самоидентификации.
При этом в силу псевдокультуральных причин или в силу личных особенностей специалистов, вопросы сексуальности в работе с подростками старательно избегаются. В лучшем случае отмечается "большая напряженность" темы, требующая "особой деликатности".
Безусловно, на фоне подростковой гиперсексуальности, обращение к теме полового воспитания имеет свои особенности. Но также верно и то, что ханжеское отношение к сексуальным вопросам, являющимися зоной повышенного интереса подростка, скорее вредит терапевтическим отношениям.
С другой стороны, для специалиста существует соблазн, спекулируя на этом естественном интересе, попытаться "завоевать авторитет" подростков, сформировать иллюзию доверительного контакта. Подобное слияние также не выполняет терапевтической задачи. Задача психотерапевта в этой ситуации - сохранить баланс между доверительностью и безопасностью. Безусловно, это также вопрос личной проработанности терапевта в сексуальных вопросах.
Осознавая необходимость говорить с подростками "про это", мы применяли разные подходы, руководствуясь идеей безопасности участников и ведущих. В первую очередь, это возможно в формате медицинской лекции, где врач-педиатр рассказывает о строении тела, дает общие сведения о личной гигиене, рассказывает о заболеваниях передающихся половым путем, средствах предохранения от половых инфекций и беременности. Нам кажется важным то, что у каждого пациента есть возможность получить информацию <из рук> врача. Для многих это первый опыт общения со взрослым на действительно интересующие темы. Нужно ли говорить, что большинство подростков не имеют элементарных знаний в данных вопросах и, часто, даже словарного запаса, чтобы выразить свой интерес в корректной форме.
Помимо лекций, вопросы сексуальных отношений часто поднимаются в групповых психотерапевтических занятиях и очень редко в индивидуальной работе с психологом. Возможно, это объясняется также вопросом личной безопасности. В группе легче говорить не про себя, про другого или "вообще", сделать вид, что меня это не касается и не интересует. Это не так "опасно", как при общении один на один, где предполагается большая открытость и, соответственно, большая угроза личным границам.
В связи с этим, мы решили провести отдельную группу, посвященную половому воспитанию, сексуальной культуре, проблемам контрсексуального взаимодействия и вопросам половой самоидентификации. Рабочее название "Мужское и Женское" определяло широту поставленных задач. Предполагалось рассмотрение феноменов Мужского и Женского на биологическом, психологическом и духовном уровнях. Ведущие - врач-психотерапевт и психолог. Для участия в группу приглашались пациенты отделения в возрасте 13-17 лет, а также студенты-психологи. Учитывая специфику работы стационара, группа являлась открытой, при постоянстве основного состава участников.
Формат групповой работы менялся по ходу развития групповой динамики от почти тренингового и игрового до психодинамического. Соответственно менялся стиль работы ведущих от директивного и просветительского в начале направленного на формирование групповых норм, обеспечение безопасности участников, на более рефлексивный и поддерживающий в последствии.
В качестве фабулы мы выбрали идею американского психолога Джона Грея, автора замечательной книги "Мужчины с Марса, Женщины с Венеры". Фантастическая идея о том, что давным-давно на Марсе жили только марсиане-мужчины, а на Венере - венерианки-женщины, дает возможность символического абстрагирования даже участникам с плохо развитым абстрактным мышлением. В то же время позволяет свободно и безопасно для себя осознать свою полоролевую ориентацию. Задание написать о себе как о марсианах ли венерианках, о том, как видим мы себя и узнать какими видят нас - это первый этап работы. (Мы все переживали его в личной истории, когда узнавали впервые про мальчиков и девочек, пытались разобраться, как их различать.). Следующая задача - познакомиться друг с другом - решается на пресс-конференции марсиан. (Нескольким марсианам-разведчикам удалось высадиться на Венере). Участники имеют возможность услышать, что думают о себе "пришельцы", узнать о них то, что кажется важным, рассказать о себе, оценить сходства и различия. К счастью, не смотря на различия, жители двух планет решают объединиться. Правда для этого приходится понять, зачем мужчинам женщины, а женщинам мужчины. Решение окрепло, осталось только высадиться на Землю. Жить вместе непросто, когда мы такие разные. Что мешает, а что помогает нам в этом - новый этап, новые вопросы! (За этапом половой самоидентификации необходим этап овладения коммуникативной компетенцией). Именно на этом этапе, по нашему опыту, возникают вопросы индивидуальных особенностей и различий. Часто в виде протеста: < Не все мужчины/женщины одинаковые, мы отличаемся друг от друга!>. Осознав свою принадлежность к группе, легче осознавать свою индивидуальность.
Миф об Андрогине, о том, что человека разделили Боги и он всю жизнь пытается найти свою половинку, обращает участников к самоанализу и самопознанию. Ведь на вопрос "Какой должна быть твоя половинка?" невозможно ответить, не поняв "А какой же Я?". Вопрос "Как мы узнаем свою половину?" - это выход на обсуждение вопросов Влюбленности и Любви. Обращением к этой неисчерпаемой теме мы и заканчиваем цикл "Мужское и Женское", который состоит из 8 занятий по 50 минут дважды в неделю, рассчитанный исходя из среднего срока пребывания пациентов в стационаре.
Нужно отметить, что специфика стационара оказывает влияние не только на временные рамки. Сам факт того, что подросток попадает в новую среду, временно изолируется из обычного окружения, получает возможность попробовать иные способы взаимодействия с окружающими, примерить новые роли, способствует более открытому взаимодействию со взрослыми, что может быть затруднительным в привычной среде (в школе, интернате и пр.).
Важно учитывать, что после группового занятия пациенты проводят вместе весь день, поэтому ответственность ведущего позаботиться о безопасности каждого участника, т.к. информация личного характера может стать предметом общего обсуждения или насмешек. Важно чувствовать грань между открытостью и "обнаженностью", не допускать обсуждения в группе личной информации интимного характера, даже если участник ее предъявляет с целью эпатажа, демонстративности или любой другой.
В то же время, в работе с девиантными подростками терапевту приходится преодолевать сопротивление, противостоять "законам улицы", выдерживать постоянные атаки. Например, твердо и спокойно заменять в речи подростков нецензурные выражения, расширяя словарь участников литературной и медицинской лексикой. Очень быстро эти "правила группы" принимаются участниками.
Нужно быть готовым честно ответить на любой "каверзный" вопрос, сохраняя свои границы, которые довольно часто атакуются. Терапевт должен иметь твердую личную позицию в отношении "часто задаваемых вопросов": гомосексуализм это норма или патология, как относится к оральному и анальному сексу, что плохого в порнографии, полезно или вредно мастурбировать и многое другое.
Специалисту важно понимать, что задачи полового воспитания шире задач сексуального просвещения. Просто "открыть" подростку важное значение сексуальности в жизни человека - в наших условиях задача малоактуальная. Деликатное и профессиональное внимание взрослого к сокровенному процессу рождения из подростка Мужчины и Женщины - это необходимое и обязательное условие любой программы полового воспитания.

Опубликовать эту запись на: reddit

Нет комментариев.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Похожие темы

-

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения