PSY NEW'S
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Психологическая служба в образовании


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Диагностика периферических нарушений речи у детей

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Лолита

Лолита
Любительница мужчин
Любительница мужчин

ДИАГНОСТИКА ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Вводные замечания. При психологическом обследовании детей нередко можно определить явные или скрытые нарушения речи. В связи с этим возникает необходимость диагностики, которая обеспечивала бы возможность проведения эффективных профилактических мероприятий или своевременной коррекционной работы специалиста – логопеда или психолога. Диагностируя речевые нарушения, следует иметь в виду, что они могут быть обусловлены как органическими поражениями, так и функциональными расстройствами центральной нервной системы, речедвигательного и речеслухового ее отделов.
Цель занятия. Выработка навыков обследования детей для выявления наиболее распространенных нарушений речи.
Дислалия – нарушение звукопроизношения, возникающее либо из-за анатомических дефектов артикуляторного аппарата, либо из-за функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах, либо в результате неблагополучных социально-психологических условий.
«Стертая» дизартрия – нарушение звукопроизношения из-за недостаточной иннервации речевых органов, сопровождающееся неточностью и ограниченностью объема движений артикуляторов. Кроме нарушения звукопроизношения при «стертой» дизартрии наблюдаются интонационные ограничения, искажение тембра, силы и высоты голоса (глухость, носовой оттенок).
Открытая ринолалия – нарушение звукопроизношения и гнусавость речи при врожденных расщелинах верхней губы, твердого и мягкого неба. Звукопроизношение характеризуется большим своеобразием. Неполноценность нёбно-глоточного затвора приводит к гипертрофии корня и задних отделов языка и к образованию согласных звуков в гортанно-глоточной области со специфическим щелчковым звучанием и носовым зашумлением.
Диагностика указанных речевых нарушений должна включать сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.
Оснащение и материалы. Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран (ширма), игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов. Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования.
Порядок работы. Обследование надлежит проводить в отдельном помещении, размеры которого рассчитаны на групповые занятия. Процедура обследования включает пять этапов.
На I этапе необходимо познакомиться с обследуемым, расположить его к себе и получить прежде всего краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни). Путем наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляются примерный уровень психического и физического развития и состояния, характер взаимоотношений с родителями, товарищами, воспитателями, учителями, отношение к своему дефекту речи, стремление и интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения. Если необходимо, то проводятся беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование (например, памяти, интеллекта). Все полученные данные заносятся в протокол обследования.
На II этапе диагностируются анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторов следует описывать, пользуясь следующей схемой:
 Губы: в пределах нормы, боковая расщелина – односторонняя, двусторонняя.
 Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие.
 Прикусы: прогнатия – выдвинутая вперед верхняя челюсть, проге-ния – выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус – искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус.
 Твердое нёбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая).
 Мягкое нёбо: нормальное, короткое, расщелина.
 Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая.
 Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована.
В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).
На III этапе диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка «комком» в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тре-мор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях. Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым по указанию исследователя определенных действий.
1. Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки – втянуть их.
2. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как «маятником».
3. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; установить, нет ли контрактуры.
4. Для выявления подвижности мягкого нёба: произнести звук «а». При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки.
При выполнении указанных действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует установить состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т.п.
Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания которого следует использовать следующую схему:
 Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
 Объем движений: полный, неполный.
 Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
 Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
 Наличие сопутствующих движений (указать какие).
 Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
 Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции:
больше (или меньше) 3 с.
На IV этапе диагностируются нарушения звукопроизношения. Для этого используется набор рисунков. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях – в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).
По результатам IV этапа обследования – состояние звукопроизношения – необходимо составить заключение по следующей схеме:
 при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
 в начале, в середине, в конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
 нарушено произношение шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, з, ц), дрожащих (р, р', л, л') (значок «'» соответствует мягкому варианту звука). Выявив, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, можно перейти к V этапу обследования – диагностирование состояния слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков либо их смешение внутри каждой из этих групп согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. е. когда есть трудности слухового различения оппозиционных звуков.
Закрыв лицо экраном, исследователь голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5–2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку. Для установления состояния слухового дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи:
1. Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: «Покажи, где висит картина», «Подними правую руку».
2. Выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: «Что гудит?» (машина), «Что проехало?» (трамвай), «Кто смеется?» (девочка), «Угадай, что звучит?» (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).
3. Выявить состояние слуховой памяти и понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, «Дай мне кубик, а на столе возьми мяч», «Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне».
4. Проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за исследователем: ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа – ша, са – за; мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза; «семь машин на шоссе», «пастушок быстро шел», «висел железный замок», «ручное зеркало упало».
5. Проверить состояние фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет). Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:
а) определить, есть ли звук «с» в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;
б) определить количество звуков в слове и место звука «с» в словах: сок, оса, нос;
в) составить слово из звуков: с, т, о, л; к, а, р; р, а, ш;
г) придумать слово на заданный звук: с, ш, л, р;
д) из общего количества картинок отобрать только те, названия которых
начинаются на определенный звук.
В заключении по V этапу необходимо отметить уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематического восприятия (достаточно или недостаточно сформирован).
Обработка результатов. Материалы обследования обобщаются для постановки окончательного диагноза. Для выявления причинной обусловленности отклонений в речи ребенка характер нарушения звуков сопоставляется с данными особенностей строения и моторики артикуляторного аппарата, а также соотносится с состоянием слуха и фонематического восприятия. С учетом анамнестических данных определяются вид нарушения (дислалия, «стертая» дизартрия, открытая ринолалия), форма нарушения (моторная, сенсорная, сенсомоторная, механическая), объем и степень нарушения разных фонетических групп звуков.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя, отчество________________________________________________
Дата__________________________________Возраст________________________

Диагностика периферических нарушений речи

I этап
Общие анамнестические данные_________________________________________
Психическое и физическое состояние, особенности поведения_______________
_____________________________________________________________________
Эмоциональные проявления, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми__
_____________________________________________________________________
Стремления, интересы__________________________________________________
_____________________________________________________________________
Особенности психомоторного развития___________________________________
Речевая среда и особенности речевого развития____________________________
____________________________________________________________________
Заключение__________________________________________________________

II этап
Особенности анатомического строения артикуляторного аппарата:
губы________________________________________________________________
зубные ряды, прикусы_________________________________________________
нижняя челюсть ______________________________________________________
твердое нёбо_________________________________________________________
мягкое нёбо__________________________________________________________
язык________________________________________________________________
заключение__________________________________________________________
____________________________________________________________________

III этап
Движения в артикуляторном аппарате (наличие, точность, объем, темп):
губы_________________________________язык___________________________
нижняя челюсть______________________________________________________
мягкое нёбо__________________________________________________________
задняя стенка глотки__________________________________________________
Состояние артикуляторов (тонус, длительность удержания заданного положения, способность к переключению):
Губы______________________________язык______________________________
нижняя челюсть______________________________________________________
мягкое нёбо__________________________________________________________
задняя стенка глотки__________________________________________________
Особенности мимики и тонуса лицевых мышц_____________________________
____________________________________________________________________
Сопутствующие движения (наличие, особенности)_________________________
Состояние общей моторики_____________________________________________
Заключение____________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

IY этап
Звукопроизношение изолированных звуков и звуков в составе слов. (Результаты исследования внести в таблицу, пользуясь следующими условными обозначениями: + – правильное произношение, – – отсутствие звука, = – замена звука, вместе с условным знаком указывается и замещающий звук,  – искажение звука.)
Условие произнесения звука Звук
ш ж ч щ с с' з з' ц л л' р р'
Изолированно
В начале слова
В середине слова
В конце слова

Заключение_________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Y этап
Состояние слуха______________________________________________________
Дифференциация неречевых звуков______________________________________
Понимание речи и слуховая память______________________________________
Слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками_______________
____________________________________________________________________
Фонематический анализ и синтез________________________________________
Заключение_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Общее заключение: диагноз и его обоснование. Рекомендации_______________ _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

Опубликовать эту запись на: reddit

Нет комментариев.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Похожие темы

-

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения