PSY NEW'S
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Психологическая служба в образовании


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Развитие малыша от рождения до четырех месяцев

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Лолита

Лолита
Любительница мужчин
Любительница мужчин

ФАЗА I. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШЕСТИ НЕДЕЛЬ. 0-6 НЕД.
Новорожденный лишь частично подготовлен к жизни вне чрева матери, и первые четыре-шесть недель — это, по существу, переходный период между двумя резко различными способами существования.
Начать с того, что жизнь вне утробы матери зависит от работы легких и некоторых других систем, которые до того бездействовали. Кроме того, для многих младенцев сам процесс родов— это физически тяжкое переживание. Продолжительный сон новорожденного в первые недели после рождения свидетельствует в пользу такого взгляда. Как развивается малыш?
Хотя I фаза и не отличается особыми приобретениями в развитии, полезно рассмотреть некоторые основные достижения ребенка хотя бы для того, чтобы указать, чего не следует ждать от малыша.
Интеллект. Одно из принятых определений признаков интеллекта исходит из способности ребенка к решению задач. Согласно этому взгляду, первым признаком интеллекта у младенца является преднамеренное отталкивание в сторону препятствия, для того чтобы заполучить желанный предмет. Подобное поведение редко можно увидеть у младенцев моложе шести месяцев.
Большинство взрослых связывают интеллект с наличием мыслей. Насколько об этом можно судить интеллект в такой форме сколько-нибудь ясно обнаруживается лишь к концу второго года жизни. У нас нет оснований считать, что в I фазе малыши много размышляют, если использовать этот термин в общепринятом смысле. В течение первых полутора лет интеллект, которым обладает малыш, проявляется главным образом в действии.
Однако и тот первоначальный набор рефлексоподобных видов поведения, который демонстрируют новорожденные, имеет определенное отношение к интеллекту. Согласно Пиаже, зрелый интеллект развивается именно из простых изолированных актов вроде схватывания и рассматривания. Эмоциональность. В I фазе развития репертуар настроений младенца не отличается разнообразием. И днем и ночью малыш спит. При бодрствовании малыш сохраняет следы сонливости, он серьезен, неактивен и спокоен; или же полностью бодрствует, серьезен и активен, издает звуки; или полностью бодрствует, серьезен, активен, слегка раздражен, подает, голос; или же явно очень недоволен — активен и сердит. Двигательные и сенсомоторные навыки. На протяжении I фазы заметно совершенствуются двигательные способности малыша. Новорожденный умеет удерживать голову несколько секунд подряд. В шесть недель он контролирует положение головки намного лучше, чем при рождении. К четырем месяцам жизни он уже способен держать голову прямо несколько минут подряд.
К шести неделям становится более систематическим и регулярным, умение, имеющееся у новорожденного, поворачивать головку к предмету, прикоснувшемуся к его лицу или области около рта, и схватывать его губами. Некоторый прогресс наблюдается, и в прослеживании взглядом предмета, медленно двигающегося вблизи ребенка! К шести неделям часто можно видеть устойчивое прослеживание, когда движение происходит без резких толчков.
Хорошо известна удивительная сила хватания у новорожденных. Они могут, особенно в состоянии полного бодрствования, удерживать каждой рукой вес около 800 г. Такое автоматическое «защелкивание» сохраняется на протяжении всех первых шести недель, а затем постепенно, но быстро исчезает. Условием «защелкивания» у новорожденных служит особое положение пальцев, сомкнутых в кулачок. В I фазе младенец, по-видимому, не способен управлять хватанием, что мешает ему в первые недели жизни тщательно исследовать мир с помощью тактильных (осязательных) ощущений. К трем месяцам такое ограничение его возможностей исчезает, а одновременно исчезает также рефлекторная склонность к схватыванию предметов пальцами рук и ног.
Способность к контактам с людьми. Младенцев не назовешь общительными ни в каком смысле этого слова. Однако в первые шесть недель жизни обычно возникают два простых признака общительности. Первый из них, появляющийся еще на первой неделе, —смотреть в глаза человека, который взял ребенка на руки. Второй — это появление первых скромных «улыбок», сопровождающих это действие. Эти первые признаки общения еще безличны. Часто можно вызвать подобное поведение, показав младенцу выполненный контрастно рисунок той области человеческого лица, которая находится между кончиком носа и макушкой. (Рисунок должен находиться на расстоянии 15 —30 см от глаз ребенка). По-видимому склонность улыбаться при виде человеческого лица (или предметов, похожих на него) является одним из универсальных врожденных видов поведения человека.
Речь. В I фазе развития младенец еще не понимает слов. Он овладеет этой способностью не раньше, чем через шесть месяцев. Однако малыш не глухой, хотя его слух не такой острый, как у взрослого молодого человека. Ребенок воспринимает звуки в весьма обширном диапазоне даже в первые недели жизни. Громкие шумы любого рода обычно вызывают у него вздрагивание, особенно если он находится в полусне. Такая особая чувствительность наиболее выражена в лервые недели жизни, причем вздрагивание может сопровождаться довольно сильным криком. У малыша, который в подобной ситуации не вздрагивает, может быть потерян слух, и он скорее должен вызывать беспокойство, чем ребенок, который вздрагивает.
Младенцы в I фазе помимо хныканья и пищания в спокойном состоянии произносят некоторые звуки, не проявляя к ним особого интереса. Только позднее, в три-четыре месяца, младенческий лепет становится обычным явлением.
Что нового появляется" в поведении малыша?
Переход младенца от I фазы ко II сопровождается изменениями, которые родители могут наблюдать. Они не появляются внезапно. Развитие — процесс постепенный. Кроме того, малыши необычайно отличаются друг от друга.
Настоящая улыбка. Нельзя точно указать; ко^да1-у младенца появится истинная социальная улыбка. Тем не менее большинство малышей, воспитывающихся дома, начинают регулярно улыбаться на третьем месяце жизни, а первые признаки улыбки можно заметить уже на шестой-седьмой неделе жизни.
Рассматривание руки. На втором месяце жизни можно ожидать, что младенец будет, смотреть на свою руку, когда она пересечет линию его взора. Малыш еще не умеет видеть близкие предметы, однако на третьем месяце жизни зрительные способности ребенка достигают такого уровня, когда возникает достаточно ясный единичный, образ своей руки, особенно если она находится на расстоянии 13 —15 см рт глаза. В это время он начинает подолгу изучать свои руки и их движения. Первые признаки такой активности могут появиться на седьмой-восьмой неделе жизни, но чаще запаздывают на месяц или больше. Рассматривание руки пока еще очень кратковременно, скорее это случайный взгляд. Однако можно заметить, что после того, как рука изменила местоположение, малыш только может иногда внезапно посмотреть ей вслед.
Значительное увеличение времени бодрствования. После шестой недели и в особенности после того, как рассматривание рук стало для ребенка привычным занятием, время бодрствования заметно растет. Если на первом месяце жизни ребенок бодрствует 5 минут в час, то двухмесячный ребенок способен бодрствовать 15 —20 минут за час в дневное время. Здесь снова необходимо напомнить о том, что малыши чрезвычайно различаются по темпам развития.
ФАЗА II. ОТ ШЕСТИ НЕДЕЛЬ ДО ТРЕХ С ПОЛОВИНОЙ МЕСЯЦЕВ (6 НЕД.-3.5 МЕС)
В отличие от новорожденного, младенец во II фазе развития проявляет пристальный интерес к тому, что происходит вокруг. Это обнаруживается с поразительной яркостью в периоды бодрствования, которые теперь значительно увеличились. Отличительным признаком II фазы служит появление социальной улыбки. Другим признаком И фазы является зрительное обнаружение младенцем своей руки. В течение довольно длительного времени малыш может разглядывать руки и пальцы, когда они в движении. Улыбка и рассматривание руки появляются на фоне всевозрастающего бодрствования и означают начало научения. Однако научение может быть пока очень незначительным, потому что возможности малыша еще весьма скромные. Как же развивается малыш?
Такие этапные события, как созревание двигательных функций глаза и появление реакции на взрослого, знаменуют начало активного научения.
Интеллект. II фаза означает начало координации простых систем действий. Это прежде всего так называемые последовательные действия. Ребенок теперь более совершенно подносит руку ко рту для сосания и постепенно начинает одновременно сосать и смотреть на нее. Часто он это делает после того, как какое-то время потратил на ее рассматривание. В этой последовательности действий руки ребенка включаются в систему действий, ранее разрозненных. Рука — это теперь то, что можно увидеть, чем можно двигать, что можно поднести ко рту и пососать. Вскоре после того, как ребенок начал пристально разглядывать руки, предметы, которые помещают в его руку, он обязательно подносит ко рту для сосания. Таким образом, предметы, которые ребенок раньше только рассматривал, теперь становятся предметами, которые ребенок сосет. Две основные системы действий смыкаются.
Во II фазе можно обнаружить также связь между слушанием и рассматриванием. Предметы, которые звучат и звук которых ребенок слышит, становятся также объектами, которые он рассматривает. Если новорожденный систематически не поворачивался к источнику звука, то малыш во II фазе развития, какг правило, это делает. В I фазе звук, находящийся в диапазоне слышания младенца, начинает регулярно вызывать у него настораживание, но оно еще не связано с его зрительными действиями. Ребенок II фазы будет и слушать звук, и одновременно поворачивать голову, чтобы разглядеть, откуда он исходит.
Имеются и другие весьма важные доказательства того, что младенец уже многое понимает. Например, внимательный родительский взгляд сумеет заметить, что малыш понимает, что его сейчас будут кормить. Малыш двух с половиной или трех месяцев перестает кукситься или сосать соску, когда появляется мать, чтобы его покормить. Это довольно точный показатель того, что малыш отдает себе отчет в том, что его ожидает. Эти на первый взгляд скромные показатели развития малыша, — новые и очень важные. Описанные изменения представляют собой ступеньку в познании и понимании мира, который окружает младенца.
Эмоциональность. Первые признаки положительного эмоционального выражения у ребенка появляются вместе с первой, адресованной взрослому, социальной улыбкой. К концу II фазы улыбка, адресованная человеку, должна стать обычным явлением в повседневной жизни ребенка. В этом возрасте почти любой человек может вызвать у ребенка улыбку. Эти факты наводят на очень интересные размышлений. Можно предположить, что младенец на очень ранних этапах развития- способен улыбаться любому объекту, вид которого напоминает ему лицо матери. По-видимому, подобное поведение имеет смысл: беспомощный младенец должен иметь гарантию положительного ответа от любого, кто может помочь ему выжить. А улыбка двухмесячного младенца, действительно, весьма сильное средство, способное покорить взрослого человека. Таким образом, вопрос об отношении улыбки ребенка к социальной приспособленности оказывается несколько более сложным, чем кажется на первый взгляд. Что же касается вопроса отношения улыбки к истинному эмоциональному состоянию младенца, то и здесь не все так ясно, как кажется на первый взгляд. Улыбка взрослого означает, что он ощущает комфорт или испытывает радость. Однако в отношении двухмесячного младенца мы можем только с осторожностью сказать, что когда у него на лице улыбка, рн ощущает не столько комфорт, сколько физическое благополучие. У младенца во II фазе вы пока не обнаружите ни смеха, ни каких-либо иных проявлений веселья и радости.
Раздражение. Ребенок во II фазе выражает и другие эмоциональные состояния, уже отмеченные в I фазе. Он способен обнаружить раздражение. Мне представляется, что раздражение представляет собой просто реакцию на значительный физический дискомфорт. Вот год спустя ребенок уже, пожалуй, может время от времени выражать гнев, явно направленный на определенного человека.
Интерес. Итак, во II фазе можно скорее всего обнаружить лишь ограниченное число эмоциональных состояний: ощущение благополучия (открытая улыбка), ощущение нейтральных эмоций (серьезность и настороженность), ощущение сильного дискомфорта (хныканье и раздражение) и, наконец, очень интересное эмоциональное состояние, которое лучше всего можно обозначить как активный интерес, проявляющийся в упорном рассматривании своей руки или движений пальцев.
Для статьи были использованы материалы из: Психология развития, под ред. Болотовой А.К.; Первые три года жизни. Уайт Б.

Опубликовать эту запись на: reddit

Нет комментариев.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Похожие темы

-

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения