PSY NEW'S
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Психологическая служба в образовании


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Потребность младенца в общении

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Лолита

Лолита
Любительница мужчин
Любительница мужчин

На происхождение потребности младенца в общении со взрослыми существуют разные точки зрения. Одни авторы считают ее целиком врожденной, другие полагают, что она складывается прижизненно, в ходе общения с другими людьми. Часто потребность в общении сводится к другим потребностям – во впечатлении или в физическом комфорте от прикосновения.

Существует ли у новорожденного потребность в общении со взрослым и общается ли он с ним реально? Наблюдая за ребенком первых двух-трех недель жизни, мы не обнаружили никаких признаков общения. Новорожденный не проявляет никакого интереса к людям: его беспорядочный взор никого не ищет и его крики ни к кому не обращаются. Отсутствие направленности ребенка на взрослого в первые недели жизни можно считать свидетельством того, что потребность в общении неврожденна и приобретается только прижизненно.

М.И.Лисина высказала гипотезу о том, что потребность в общении складывается на основе других потребностей, но не сводится к ним. Одним из источников потребности в общении являются органические потребности ребенка (в пище, тепле и. т.д.).

Первую половину года можно назвать периодом эмоционального общения ребенка со взрослым. Начиная со 2-го месяца жизни ребенок активно общается со взрослым. Существует 4 критерия, на основании которых можно утверждать о наличии у младенцев общения.

1. Взгляд в глаза взрослого. Этот признак свидетельствует об интересе ребенка к взрослому и его готовности воспринимать его воздействия.

2. Ответная улыбка на воздействия взрослого, которая отражает эмоциональную реакцию, выражающую удовольствие младенца от обращенности взрослого.

3. Инициативные улыбки и двигательное оживление, выражающие активные попытки младенца привлечь к себе внимание взрослого через демонстрацию себя.

4. Ответ на отношение взрослого, который проявляется в готовности перестроить свое поведение в соответствии с поведением взрослого и тем самым побудить к повторным выражениям положительного отношения.

Первое полугодие жизни – уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. В это время их общение еще ничем не опосредовано: никаких предметов и никаких содержаний между ними нет. Поэтому такое общение называют непосредственным. Единственным его содержанием является выражение отношения к другому. Причем это отношение абсолютно положительно и бескорыстно. Столь же бескорытсно и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается и со стороны матери: она еще ничего нее требует от него, не оценивает его способности, ничему не учит и не радуется самому факту его существования. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и его внимания. Единственное, против чего он выражает протест, - это против своей «незамеченности». Он изо всех сил стремится привлечь к себе внимание, вызвать и выразить отношение. Это отношение он выражает экспрессивно-мимическими средствами, т.е. средствами комплекса оживления (других у него еще нет).

Таким образом, первой формой общения ребенка со взрослым является ситуативно-личностная, для которой характерны потребность во внимании взрослого, личностные мотивы общения и экспрессивно-мимические средства.

В этот период закладываются наиболее фундаментальные, глубинные основания личности. Одно из них – выделенность самого себя и начальная форма самосознания.
Эта первичная форма самосознания проявляется в положительном эмоциональном самоощущении ребенка: в ярких положительных эмоциях, в стремлении привлечь к себе взрослого, в его общей активности.

Глядя на взрослого и выделяя его действия, обращенные к нему, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. Он осознает себя как субъекта общения и обращения взрослого. Его присутствие в этом мире становится очевидным через обращенность к нему близкого человека. Он чувствует себя тем, на кого направлены взгляд, улыбка, слова взрослого.

В работе Г.Х.Мазитовой исследовался феномен узнавания младенцами взрослых. В ее экспериментах младенцы от 16 дней до 12 месяцев общались с близкими, знакомыми и незнакомыми взрослыми. Выявилась следующая картина развития взаимоотношений младенца с окружающими взрослыми.

На первой стадии (1 мес.) у детей отсутствуют устойчивые реакции на любые воздействия всех взрослых. На втором месяце жизни младенцы хорошо различают внимание и невнимание взрослых, но еще никак не различают самих взрослых – они радостно встречают всех взрослых без исключения. В 3 месяца проявляется дифференцированное отношение к окружающим людям, которое окончательно формируется примерно к пяти месяцам. Причем сначала узнавание осуществляет в рамках общего положительного отношения ко всем окружающим. Дети проявляют положительные эмоции ко всем взрослым, но близкому человеку они радуются больше, чем незнакомому. Только после 5 месяцев появляются качественные различия в эмоциональных проявлениях детей, направленных на разных взрослых. Незнакомые люди начинают вызывать смущение, страх, напряжение, а близкие –яркие положительные эмоции.

Ситуативно-личностное общение оказывает также решающее влияние на формирование познавательной активности младенца и на его отношение к предметному миру.

Во втором полугодии жизни возникает новая форма общения со взрослыми – ситуативно-деловая, которая происходит на фоне совместных действий ребенка с предметами. Для этой формы характерны потребности в сотрудничестве со взрослыми, деловые мотивы общения и предметно-действенные средства.

Второе полугодие является подготовительным периодом к активной речи. В этот период интенсивно развивается фонематический слух и предречевые вокализации младенца, в которых начинает преобладать лепетное говорение. Важными условиями появления лепета и подготовки к речи являются насыщенные слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним.

Опубликовать эту запись на: reddit

Нет комментариев.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Похожие темы

-

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения