PSY NEW'S
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Психологическая служба в образовании


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Влияние типов семей на развитие подростка

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Лолита

Лолита
Любительница мужчин
Любительница мужчин

Из всех периодов развития ребенка самым головоломным, трудным и даже опасным является подростковый. Это тот самый период, что приносит самую большую головную боль родителям и педагогам, обывателям и правоохранительным органам. Этот самый период, что породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт поколений».
Подростковый период развития, будучи по своему содержанию, переходным и крити-ческим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомнен-но, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.
Выделение подросткового периода в психическом развитии человека в качестве само-стоятельного стало причиной специальных исследований с целью выявления специфических психических особенностей, присущих этому возрасту.
Характерной чертой возраста является амбивалентность и парадоксальность его пси-хической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверен-ности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма – альтруизмом, общительности – замкну-тостью, любознательности – умственным равнодушием, радикализма – консерватизмом и т. д. Главная же задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые мож-но рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.
Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового воз-раста и описал три возможных типа развития личности подростка. [1. 121]
Для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, пережи-ваемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу предполагает главные, медленные и постепенные измене-ния подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип раз-вития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельно-го преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.
Главными психологическими новообразованиями этого возраста Э. Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком своей индивидуальности. Специфика развития подростка может быть объяснена с позиции пубертата. Известно, что пубертат – это период резкого ускорения физического развития и полового созревания и, что он составляет лишь часть внутри подросткового возраста. Наряду с физическим пубертатом Ш. Бюлер выделила психическую пубертатность, а внутри нее три фазы развития.
Первая из них, по словам Ш. Бюлер – это прелюдия к периоду психической пубертат-ности, отдельные симптомы которой появляются в 11-12 лет, когда подростки необуздан, драчливы, когда детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков еще непонятны. «Прелюдия» сменяется следующей, негативной фазой, продолжительность которой от 11 до 13 лет у девочек и от 14 до 16 лет у мальчиков, а основными чертами явля-ются «повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство и легко возбудимое состояние», «физическое и душевное недомогание», неудовлетворенность собой, переноси-мая подростками на окружающий мир.
Можно видеть одновременное присутствие у подростка ненависти к себе и окружаю-щему миру, что заставляет его чувствовать себя одиноким, чужим и непонятным окружаю-щими людьми. Ребенок на этой стадии наиболее чувствителен к восприятию негативного, от-рицательного, что побуждает его либо к агрессивной самозащите, либо пассивной меланхо-лии. Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или активное вра-ждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания.
Позитивная фаза начинается с того, что подросток становится восприимчив к позитив-ным аспектам окружения. Перед ним открываются источники радости, среди которых на пер-вое место Ш. Бюлер ставит «переживание природы» – сознательное переживание прекрасно-го. При благоприятный условиях развития такими источниками радости могут стать искусст-во и наука. К этому присоединяется и любовь, «дающая выход самому тяжелому напряже-нию».
Ключевой проблемой этого периода Выготский называл проблему интересов подрост-ка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и разви-тие новых. К ним он относил «эгоцентрическую доминанту» (интерес подростка к собствен-ной личности), «доминанту дали» (доминирование широких интересов, устремленных в бу-дущее, над сегодняшними, текущими интересами), «доминанту усилия» (тяга к сопротивле-нию, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хули-ганстве), «доминанту романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, героическому).
Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведет к смене ведущей деятельности, результатом которой становятся но-вые психологические новообразования подросткового возраста.
Поэтому внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст (13-15 лет), или 7-8 классы. На-ряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (15-17 лет).
Психологические новообразования младшего возраста изменяют возможности ребен-ка, а, следовательно, и сферу его интересов и мотивов поведения.
Именно способность к самостоятельному поведению приводит к разрушению старых интересов и мотивов подростка, формированию новых моментов в его потребностно-мотивационной сфере и поиску новых форм поведения.
Первый таким моментом в этой сфере младшего подростка является появление по-требности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Однако реализация этой идеи возможна, если подросток будет соответствовать не только требовани-ям окружающих его людей (что явилось приобретением предшествующего возрастного этапа развития), но прежде всего, собственным требованиям и самооценке. Это – второй новый мо-мент в мотивационной сфере.
Третий момент состоит в появлении потребности найти и защитить свое место в окру-жающей его социальной среде. Таким образом, мы видим, что психологические новообразо-вания, приобретенные в младшем школьном возрасте, открывают перед ребенком новые воз-можности и связаны они, прежде всего, с изменениями в сфере потребностей и мотивов пове-дения.
Становится очевидным, что новые потребности, изменяя социальную ситуацию разви-тия, обусловливают появление новой ведущей деятельности. Которая могла бы помочь под-ростку в разрешении противоречий между его новыми, расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими его людьми. Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в рамках прежней ведущей деятельности – учебной. [1. 122-123]
Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками.
Первое – это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в же-лании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. (см. характеристику негативной фазы психической пубертатности.
Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер (см. данные Ст. Холла). С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный пси-хологический дискомфорт – тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п.
Характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выра-женное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.
Наряду с реакцией эмансипацией в качестве специфически подростковой реакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает ка-ким-то эмоциональным потребностям подростков.
Наконец, важно иметь в виду и особенности характера подростков, в частности, выра-женность в этом возрасте так называемых акцентуаций характера.
Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка обусловлены так называемыми «задачами развития», наиболее четко сформулированными Р. Хавигурстом. К ним относятся: 1) приспособление подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела; 2) достижение социально приемлемой взрослой сексуальной роли; 3) достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола; 4) развитие интеллектуальных способностей; 5) выработка комплекса ценностей, в со-ответствии, с которыми строится поведение; 6) достижение социально ответственного пове-дения; 7) выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности; 8) достижение экономической независимости; 9) подготовка к браку и семейной жизни. [1. 125-126]
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечест-вом за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано об-щество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брач-ными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответствен-ностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физи-ческом и духовном воспроизводстве населения.
На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в VIII – IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной образовательной школой для детей, своеобразной «до-машней академией» (И.В. Бестужев-Лада), где учили трудиться, заботиться друг о друге, пе-редавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке – материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.
Проблемы развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общест-ва и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы че-ловечества. Тем не менее эти проблемы не являются сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов.[11. 20]
Подростковый возраст – это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Часто всю семью начинает лихорадить, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и скрытые противоречия между членами семьи выходят наружу.
Начинается психологическое отделение подростка от родителей, противопоставление им. Подросток может быть грубым, резким, остро критиковать родителей и других взрослых. Это как бы время расплаты родителей за их неверную родительскую позицию. Все эти годы многого не замечали в ребенке, не хотели замечать, верили в непогрешимость своего авторитета, а тут все летит в тартарары. Происходит как бы свержение родителей с пьедестала непогрешимости. Это всегда больно, когда вдруг родитель видит себя и свои идеалы в кривом зеркале, но уже ничего не может с этим поделать.
Перед подростком открывается вся сложность окружающего мира, социальной жизни, в которой очень нелегко разобраться. Им нужен друг-учитель, а не моралист, нужен человек, который может понять все переживания юной души и не осудить, а помочь разобраться с сложной жизненной ситуацией. Ну а эти ситуации бывают куда более сложными, чем у взрослых, поскольку здесь все впервые: и первая любовь, и первые взрослые разговоры, и первые взрослые увлечения.
Формируются первые жизненные ценности. Выбор товарищей происходит по сходству взглядов на жизнь, по убеждениям, которые еще не зрелые, но получают свое завершение и становятся более осознанными при объединении ребят в группы и совместной деятельности в этих группах. Часто направленность этих групп пугает родителей. Да и вытянуть из этой компании бывает крайне тяжело.
Случается, что родители полностью теряют авторитет в глазах подростков. И если раньше контакт с ребенком был, то подростковый возраст часто выявляет неготовность родителей принять своего ребенка всерьез, как человека, имеющего свои взгляды и мнения, или негативность самих родителей решить определенные жизненные проблемы и обсуждать их со своими детьми. [10. 257]
Подросток – это не маленький ребенок, который молча страдает от того, что его не замечают, не понимают, поскольку не может это выразить словами. Он протестует, он требует, чтобы с ним считались, чтобы его уважали, понимали, признавали, и требует громко и часто обвиняет. А это нож острый для родителей, поскольку услышать от собственного сына или дочери в собственной неправоте кажется обидным, оскорбительным и несправедливым. Но нельзя и не выслушать, не попытаться понять, что лежит за такими обвинениями. Может быть, родители больше уделяли физической заботе и очень мало заботились о его духовном развитии, мало разговаривали о жизни своей, чужой, о книгах, о героях, о ценностях или говорили, да нет, скорее морали читали. А морали, как правило, не доходят.
Одни подростки сбегают из дому от недремлющего ока взрослых, другие активно мстят взрослым (родителям) за несправедливые, с их точки зрения, обвинения, за непонимание. Ясно, что запреты и наказания не лучший метод воспитания. У подростка они вызывают ожесточение, злость, желание отомстить за унижение.
Именно постоянное желание понять, почувствовать своего ребенка, встать на его точку зрения, пусть неправильную, посмотреть на себя его глазами и терпеливо вести разговоры изо дня в день, не срываясь на крик и оскорбления, в этом залог восстановления утраченного контакта.
Психологический контакт, близкие отношения нужны не только для того, чтобы быть уверенным, что дети не попадут на скользкий путь, что выберут правильные цели в жизни, не покатятся по наклонной плоскости, но и для того, чтобы вовремя помочь преодолеть душевный кризис. Только будучи внимательными, к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к проблемам родителей и проблемам других людей.
Родители, которые испытывают трудности в общении с подростками, как правило, надо учиться говорить по душам со своим ребенком. Если же подросток не находит у родителей понимания, желания обсудить какой-то серьезный вопрос, он внутренне отгораживается от родителей и ищет ответы на поставленные вопросы на стороне, часто в далеко не подходящей компании.
Семьи, в которых родители своим примером показывают ребенку, как можно выйти из трудной ситуации, из конфликтов, где заранее его готовят к взрослости, учат сознательно относиться к своим и чужим ошибкам. В таких семьях подростковый период протекает спокойно, без яростных бурь, борьбы и ожесточения, без непримиримых противоречий. [10. 261]
Проблемы взаимоотношений с родителями
Высокая проблемная нагруженность у подростков Пе¬тербурга обнаружена и в отношении родительского дома. Напомним, что в других культурах (например, потсдамские данные) отношения с родителями - это не острая проблема для подростков. Средний балл по этой позиции - 2,1.
Объяснить причины, по которым подростки имеют проблемы во взаимоотношениях с родителями, можно, про¬анализировав особенности взаимоотношений родителей и подростков. Обратимся к экспериментальным данным, которые получены в современных исследованиях подростков.
Источники возникновения проблем во взаимоотноше¬ниях родителей и подростков в нашей культуре исследо¬вал В. Е. Каган. Один из выводов, к которым пришел автор, состоит в том, что в тоталитарном обществе отношение родителей к ребенку определяет не любовь сама по себе, а то, в какой мере ребенок выполняет социальные нормы. Родителей, как правило, не интересуют проблемы, переживаемые подростком, они не выступают как помощни¬ки в решении этих проблем. Наоборот, стремясь добиться от ребенка нормативного поведения, родители сами стано¬вятся источником проблем. При таких установках родители и подростки оказываются в состоянии противостояния. Поскольку родители современных подростков в большин¬стве своем сформировались, как личности в предшест¬вующую эпоху, можно предположить, что полученный в нашем исследовании результат объясняют изложенные В. Е. Каганом наблюдения Этот вывод подтверждают дан¬ные исследования В. Б Тарабаевой, которое проведено в 1994-1995 годах. Кроме того, что она установила высо¬кую частоту конфликтов подростков с родителями, данные В. Б Тарабаевой подтвердили и изложенные здесь причины возникновения этих конфликтов нарушение подростками нормативного поведения, которое, с точки зрения родителей, является главным условием нормальных, бесконфликтных взаимоотношений со своими детьми.
Таким образом, переживание подростками проблем, возникающих как противоречие между ними и их родителя¬ми, это - скорее следствие социокультурных, чем психологи¬ческих особенностей. К настоящему времени стало совер¬шенно очевидно, что коррекция этой проблемы предпола¬гает оказание психологом помощи, как подростку, так и родителям. Последние нуждаются, прежде всего, в смене родительских установок, изменении своей позиции в от¬ношении своих детей, в пересмотре системы оценивания их как личностей. Полученные в нашем исследовании результаты позволяют утверждать, что работа с родителями психолога-практика должна стать основой для профилакти¬ки проблем подростков. Эта работа должна предусматри¬вать такие направления, как просвещение по вопросам планирования семьи, развития гуманистического воспитания в семье взамен нормативного, управленческого, развитие системы ценностей, в которой достойное место занимал бы человек, в том числе ребенок и пожилой человек.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.
Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.
Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем сами формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей. По данным ленинградского социолога Э.К. Васильевой (1975), у родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний бал выше 4) второе выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети уже имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей.
Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. [7. 26]
Семейная социализация не сводится к непосредственному «пар¬ному» взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект иденти¬фикации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих спо¬собностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания.
Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом — далекие, холодные и враж¬дебные. В первом случае основными средствами воспитания явля¬ются внимание и поощрение, во втором — строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхо¬да Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоува¬жение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими наруше¬ниями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может про¬являться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая неко¬торыми подростками и юношами по отношению к посторонним лю¬дям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживании. Если же эта бессильная агрес¬сия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, само¬стоятельность и инициатива ребенка, а на другом — пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971).
За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других — от ребенка к ро¬дителям. Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) — право решать остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на са¬мом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демо¬кратического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности Поведение ребенка направля¬ется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и ра¬ционально:
− родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;
− власть используется лишь в меру необходимости;
− в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
− родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
− он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.
Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие ре¬зультаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вы¬зывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассив¬ность Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подража¬ния и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массовой коммуникации часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориента¬ции в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию лич¬ности со слабым «Я».
Чтобы понять взаимоотношения подростка с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких «ипостасях»:
− как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
− как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;
− как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
− как старший друг и советчик, которому можно доверить все
Соотношение этих функций и психологическая значимость каж¬дой из них с возрастом меняются.
Переходный возраст — период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эман¬сипация может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравне¬нию с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью), поведенческой, проявляющейся в нем, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие то другие. Каждый их этих аспек¬тов эмансипации имеет собственную логику. [7. 26-29]

Дети, пережившие смерть родителей
Представление о смерти становится более абстрактным только к 1- годам: тогда дети лучше понимают, какие последствия несет за собою смерть и больше думают, о том, что происходит после смерти. Они задумываются над смыслом того, что произошло , и заняты мыслями о несправедливости смерти. Они не хотят говорить о том, что произошло, потому что это слишком мучительно. Иногда им нужно достаточно долгое время, прежде чем они могут говорить о смертном случае. Это потому, что понимание смерти приходит постепенно. Внезапно у них может возникнуть желание говорить о смерти, даже если в течение долгого времени они оказались абсолютно равнодушными.
Период переходного возраста – нелегкое время для переживания горя. Психологически защитные механизмы ослаблены, подросток изучает себя («Кто я?»).
Ему необходимы ролевые модели поведения взрослого, чтобы найти себя или отказаться от чего-то в себе. Потеря матери или отца в это время, возможно, бывает невыносимой. Весь мир становится ребенку чужим, когда он переживает сильное горе из-за потери значимого для себя человека. «Я» - концепция, т.е. система представлений ребенка о самом себе, рушится, и иногда это приводит к упадку сил. Разрушенная Я-концепция нуждается в восстановлении. Ребенку следует помочь, чтобы он четко осознал значение того, что случилось до и после перенесенной им травмы, а что является новым, отличным от его прежней жизни.
В первое время после смерти родителей у детей чаще всего наблюдается сильный страх разлуки с взрослыми, у них могут быть проблемы со сном, агрессивность, раздражительность или другой тип деструктивного поведения, привлекающий к себе внимание, замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска, чувство потери, мучительные воспоминания и фантазии. Таким образом, дети переживают горе по-разному. Несколько распространенные реакции:
Тревожность (смерть легко вызывает страх, что может привести еще к одной катастрофе).
Высказывают свои опасения, что может произойти с близкими им людьми.
Испытывать страх, что сами умрут.
В результате такой постоянной тревоги, бдительности и напряжения у ребенка могут возникнуть боли в животе, плечах, шее и голове.
Замкнутость, изоляция. После смертного случая ребенок начинает борьбу с тревожащими его мыслями и чувствами. Он может стремиться изолироваться, желание замкнуться в себе и уединиться становится спустя некоторое время характерной чертой для всех людей с подобным опытом. Психологически травмированные дети в дальнейшем всегда более чувствительные к разлуке, нежели другие. Кроме того, у них могут ухудшаться результаты в школе, причем как в учебе, так и поведении.
Вина.
Ребенок ощущает в себе склонность к какому-либо проступку, то он закономерно чувствует вину.
В этом случае может выбрать две стратегии поведения.
1. Ребенок может постараться нечто предпринять, чтобы снова вернуться в обычную жизнь. Н., начать вести себя очень хорошо, стать послушным.
2. Возможно станет более беспокойным и трудным в общении для того, чтобы его наказали по его мнению, он виноват в том, что произошло.
Нередки случаи, когда гнев, соединяется с виной, направляется ребенком на себя. Суицидальные мысли, вероятно, являются примером саморазрушения, но они также, быть может выражают желание ребенка вновь соединиться с умершими. Почти каждому приходит в голову мысли о самоубийстве. [14. 5-10]

Дети разведенных родителей.
В результате переживаний развода у детей формируется типичные черты характера, н., проблематичным остается обращение с проявлениями агрессивности. Если ребенок боится собственной ярости, то и став взрослым, он будет боятся показать гнев или раздражение по поводу пережитых неудач или несправедливости, он так и не научится активно защищать свои интересы. Другие дети могут направить агрессивность против собственной персоны, что укрепит в них чувство вины и расплатой станут депрессивные настроения. У некоторых изначальный конфликт может оказаться вытесненный, а на его месте образуется своего рода «перманентная агрессивная готовность к упреку». У таких людей безобидные разочарования принимают форму огромной катастрофы, и они на все реагируют непомерной вспыльчивостью и отчаянием. Эти и другие невротические проявления могут сменять друг друга, комбинироваться и в результате они укрепляются как черты характера. Некоторые дети учатся делить мир на злых и добрых и, соответственно, по отношению к одним проявляются только дружеские чувства, а к другим – только враждебные. Став взрослыми они сохраняют этот стиль жизни. Или взять, например, человека, подверженного чувству вины, и направляющего свою агрессивность внутрь себя, т.е. так называемый подчиненный характер. Такие люди стараются всем угодить и в обществе их характеризуют как милых и достойных уважения и любви. Сами они, этим тоже очень довольны. Но вот маленькая ступенька наверх, и они уже панически боятся вдруг что-то сделать не так. Еще одна ступенька – и ты уже чувствуешь себя использованным», а окружающие становятся «неблагодарными». Теперь защиты от страха уже не хватает упреков лишь по отношению к себе самому, и вот уже сыплются «побочные удары» жалобы на жестокосердие, неблагодарность, людскую несправедливость и т.п. В результате все это стоит любви окружающих, приводит к конфликтам в семье и трудностям в воспитании детей, а в особо тяжелых случаях к тяжелым депрессиям и стремлению к самоуничтожению. [4. 199]

Дети из семей алкоголиков
Развитие детей в семьях, где отец или мать злоупотребляют алкоголем, протекает с тяжелыми нервно-психическими отклонениями. У таких детей низкий интеллектуальный уровень – обычное дело. Здесь в первую очередь речь идет о детях с алкогольным синдромом плода, когда причиной задержки психического развития является интоксикация алкоголем и продуктами его метаболизма центральной нервной системы плода. Во вторую очередь это касается так называемых «педагогически запущенных детей», внутриутробное развитие которых протекало нормально; рождение и первые недели не были отягощены алкогольной интоксикацией, а низкий уровень их интеллектуального развития обусловлен отсутствием всестороннего воспитания в раннем детстве.
Узкий круг интересов родителей, очень кратковременное общение с детьми, невнимание к их актуальным потребностям и нуждам не позволяют ребенку приобрести первоначальный жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной умственной деятельности.
У детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходной тоски по лучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубокому нервно-психическому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Нередко протест против безысходного положения в семье проявляется в стремлении к лидерству в школьном классе. Однако из-за низкого уровня интеллектуального развития они самоутверждаются среди сверстников и стремятся привлечь внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки, балуются на уроках и озорничают на переменах.
Дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, не только не имеют постоянные проблемы с учебой и поведением в школе, но гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами.
Дальнейшее развитие и поведение ребенка определяется тем, какую стратегию адаптации он себе избрал в семье. Ролевая палитра может быть самой разнообразной. [13. 11.]


Ужасный ребенок. Это дети, которые своим вызывающим поведением заставляют обращать на себя внимание и создают лишь хлопоты и напряженные ситуации. Такое поведение дает выход агрессии, которая обычно накапливается у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, и не находит выхода в других видах деятельности.
Псевдородитель. Дети часто берут на себя функции одного или обоих родителей. Они взваливают на себя значительную долю ответственности за семью, ответственность, несоизмеримую с возрастом. Как бы тяжело не напрягались эти дети, они делают это для того, чтобы преодолеть чувство неполноценности и вины. Такие дети часто очень хорошо учатся, но обладают заниженной самооценкой.
Шут гороховый. Способ для ребенка приспособиться к деятельности и таким образом избавиться от стресса, это высмеивание всех и вся. Таких детей отличает зациклинность на малостях, они все время поясничают, переключая внимание с серьезного на смешное, убогое и никчемное окружение. Эти дети часто испытывают трудности как по отношению с другими, так и по отношению к самому себе.
Человек невидимка. Дети стараются никогда не привлекать к себе внимание. В компаниях стараются всем угождать и не выдвигают никаких требований.
Ребенок из семьи, злоупотребляющей алкоголем, может сталкиваться с трудностями в межличностных отношениях с другими детьми. Недостаточно развито чувство собственного достоинства, заниженная самооценка, робость приводят к тому, что в глазах окружающих такой ребенок становится чем-то вроде «отверженного», которым либо помыкают, либо просто игнорируют, выталкивая из компании. Вместе с тем, у такого ребенка могут появиться потребность доминировать в коллективе и властвовать над другими детьми. В этом случае, ребенок становится агрессором. Для достижения главенствующего положения он может не только драться, но и становиться хвастуном, придумывающим о себе небылицы. В результате никто из детей не хочет с ним дружить.
Развивающееся с годами неверие в себе, низкая самооценка делают таких детей очень податливыми для сомнительного рода компаний.
Не встречая поддержки и понимания в семье, сталкиваясь с неудачами в попытке установить связи в школьном окружении, ребенок оказывается в своего рода социальном вакууме. Он чувствует себя заброшенным, одиноким и никому не нужным. Повседневная жизнь детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, постоянно сопровождается эмоциоанльным стрессом. Состояние ребенка, к которому предъявляются непосильные требования, следует рассматривать как кризисное. Тяжесть последствий, вызванных проживанием в семье алкоголиков, зависит от того, насколько ребенок сумел осмыслить и эмоционально переработать происшедшее. Но так или иначе жизнь в семье алкоголиков не проходит бесследно и отражается не только на психическом состоянии ребенка, но и на его судьбе. [13. 12-14]


Порядок рождения и личность
Следуя своему интересу к социальным детерминантам личности, Адлер обнаружил высокую вероятность того, что личности старшего, среднего и младшего ребенка в семье существенно отличаются. Эти различия он объяснил особенностями переживаний каждого ребенка, как члена социальной группы.
Перворожденному – старшему ребенку уделяется большое внимание до тех пор, пока не родился второй, после он оказывается внезапно низвергнут со своего положения любимца и должен делиться с новорожденным родительской привязанностью. Это переживание может влиять на старшего ребенка по-разному. Например, вызвать ненависть к людям, стремление защититься от поворотов судьбы, чувство опасности. По наблюдениям Адлера, невротики, преступники, пьяницы и извращенцы часто бывают первенцами. Если родители ведут себя мудро, подготавливая старшего ребенка к появлению соперника, у него больше шансов вырасти ответственным человеком, готовым к роли защитника, опекуна.
Второй – средний – ребенок характеризуется абмициозностью. Он постоянно старается обогнать старшего сиблинга. Он также склонен к бунту и зависти, но в целом лучше адаптирован, чем старший и младший сиблинги. Самый младший ребенок – ребенок «испорченный». Он, вслед за старшим, имеет наибольшие шансы стать реебнком с проблемами, а позже – невратичным и неадаптированным взрослым. [15. 149-150]

Адлера особенно интересовали ранние события, предрасполагающие ребенка к ошибочному жизненному стилю. Он выявил три важных фактора:
1) неполноценность ребенка;
2) «испорченность» ребенка;
3) отверженное положение ребенка.
Дети с физической или умственной недостаточностью несут тяжкое бремя и скорее всего при встрече с жизнью будут чувствовать неадекватность. Они считают себя неудачниками и часто таковыми являются. Тем не менее, в случае понимания и поддержки родителей они могут компенсировать неполноценность и обратить слабость в силу. Многие выдающиеся люди в детстве страдали органической слабостью, которая затем была компенсирована. Снова и снова Адлер говорил о зле избалованности, которое считал величайшим проклятием, давлеющим над ребенком. У избалованных детей не развивается социальное чувство; они становятся деспотами, ждущими от общества того, чтобы то приспосабливалось к их эгоцентрическим желаниям.
Таких людей Адлер считал потенциально самыми опасными для общества. Отвержение ребенка также приводит к несчастливым последствиям. Испытывая плохое отношение к себе в детстве, эти люди во взрослом возрасте становятся врагами общества. Их стиль жизни определяется потребностью отомстить. Эти три условия – органическая слабость, избалованность и отвержение – продуцирует ошибочное представление о мире и находят воплощение в патологическом жизненном стиле. [15. 151]


Вообще все, что нарушает безопасность ребенка в отношении с родителями, порождает тревогу.
У тревожного, не чувствующего безопасности ребенка развиваются разнообразные стратегии для того, чтобы совладать с чувствами изоляции и беспомощности. Он может становиться враждебным, желать расплатиться с теми, кто его отвергал или дурно к нему относился. Или же он может стать сверхпослушным – чтобы вернуть любовь, потерю которой он чувствует. У него может развиться нереалистический идеализированный образ самого себя – с тем, чтобы компенсировать чувство неполноценности. Добиваясь любви, он может стараться подкупить других или пользоваться угрозами. Он может погрязнуть в жалости к себе – чтобы завоевать сочувствие.
Если ребенок не может обрести любовь – он может искать власти над другими. Таким образом, он компенсирует чувство беспомощности, находит выход для враждебности и оказывается способен эксплуатировать людей. Или же ребенок проявляет сильные соревновательные тенденции, причем сам факт победы оказывается важнее, чем достижение как таковое. Возможно и обращение агрессии внутрь и самоунижение. [15. 159-160]
Литература.

1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков». Изд-во Михайлова В.А., 1998.
2. Айхорин А. «Трудный подросток». – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001.
3. Асановой Н.К. «Руководство по предупреждению насилия над детьми».- М.: Изд-ий гума-нитарный центр ВЛАДОС, 1997.
4. Видра Д. «Помощь разведенным родителям и их детям». – М.: Изд-во Института Психоте-рапии, 2000.
5. Вроно Е. «Несчастливые дети – трудные родители».- М.: Семья и школа, 1997.
6. Кондратьев М. Ю. «Подросток в замкнутом круге». – М.: Изд-во «Институт практической психиатрии», Воронеж: НПО «Модэкс», 1997.
7. Куликова В.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание».: учебник, 1999.
8. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании». Учебное пособие. М.: Владос, 1995.
9. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании». Учебное пособие. М.: Владос, 2000.
10. «Популярная психология для родителей».: 2-е издание, испр.: Союз, 1999.
11. «Социология».: Учебн. Пособие для студентов ВУЗов. Мн., «Тетра Системс», 2001.
12. Фридман И.К. «Себя как в зеркале я вижу…». – М.: Изд-во «Семья и школа», 1196.
13. Фурманов И.А. «Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста». Мн., 1997.
14. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманов Н.В. «Психологическая работа с детьми, лишен-ными родительского попечительства». Мн.: «ТЕСЕЙ», 1999.
15. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. «Теория личности». – М. «КСП+», 1997.

Опубликовать эту запись на: reddit

Нет комментариев.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Похожие темы

-

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения