PSY NEW'S
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Психологическая служба в образовании


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Особенности развития голоса у детей с нарушенным слухом

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Лолита

Лолита
Любительница мужчин
Любительница мужчин

Рассматривая вопрос о развитии голоса представляется важным подробно проанализировать развитие голоса детей с нормальным слухом и выявить особенности формирования голоса у детей с нарушенным слухом, поскольку все это необходимо учитывать в процессе работы над голосом с глухими и слабослышащими детьми.
К сожалению, вопрос развития голоса (как в норме, так и у детей с нарушенным слухом) недостаточно освещен в литературе. Однако, исследования Хватцева М. Е., Ляпидевского С. С., Правдиной О. В., Лавровой Е. В. дают общие представления о процессе развития голоса слышащего ребенка. Особенности голоса детей с нарушенным слухом выделены в работах Д. Вильсона, А. Митринович-Моджеевска, Ф. Ф. Рау.
Е. В. Лаврова развитие детского голоса условно делит на несколько периодов: дошкольный до 6-7 лет, домутационный от 6-7 до 13 лет, мутационный 13-15 лет и послемутационный 15-17 лет. Поскольку объектом нашего исследования являются дошкольники, остановимся на первом периоде.
У ребенка грудной резонатор мал по объему (емкость детских легких небольшая) и слаб, поэтому дыхание ребенка неглубокое. Оно еще близко по своим механизмам к физиологическому дыханию. Таким образом, у ребенка преобладает верхний резонатор, голос имеет головное звучание.
Гортань маленького ребенка в 2-2,5 раза меньше гортани взрослого, а голосовые связки колеблются лишь своими краями, так как мышцы голосовых связок еще мало развиты. Такое колебание голосовых связок характерно для фальцета и для твердой голосовой атаки, что мы и наблюдаем в крике младенца в первые месяцы его жизни.
Первая голосовая реакция ребенка – рефлекторный крик, представляющий собой некие малооформленные гласные.
К концу второго месяца издаваемые младенцем звуки приобретают различную эмоциональную окраску, связанную с его самочувствием. В это время в криках, выражающих недовольство появляется твердая голосовая атака. Во время гуления и лепета формируются все более определенные гласные и согласные звуки, которые произносятся на мягкой атаке голоса.
Формирование речевых автоматизмов говорит о постепенном переходе голосообразования младенца на более высокую ступень (от стадии безусловнорефлекторных реакций к образованию все более сложных условных связей).
В этом периоде наблюдается появление и дальнейшее закрепление все большего числа звуков. Ребенок закрепляет дифференцировку между глухими и звонкими согласными.
По мере развития словаря, звукопроизношения усложняются голосовые реакции. Ребенок учится владеть своим голосом. Маленький ребенок любит подражать голосом животных, гудкам, звонкам, другим резким звукам, хотя это не соответствует его голосовым возможностям.
В ясельном и дошкольном возрасте ребенок путем подражания легко осваивает как словесное, так и фразовое ударение, интонации речи окружающих. О. В. Правдина отмечает, что в этом возрасте дети, имеющие музыкальный слух, обычно начинают и напевать, правильно передавая голосом мотив услышанного.
Правдина О. В., Хватцев М. Е., Ляпидевский С. С. отмечают следующие особенности голоса маленького ребенка: голос обычно высокий, звонкий, в нем мало обертонов, поэтому тембр бледный; диапазон голоса мал у детей 2-3 лет он не превышает трех тонов. Сила голоса небольшая. Голос ребенка звучит неровно: то крикливо, то тихо; при форсировании голоса низкие звуки получаются напряженными, крикливыми, а более высокие – визгливыми; интонация речи и модуляция однообразны и подчас резки.
В дальнейшем, по мере развития ребенка, развивается и его голос. Интонация и модуляция становятся богаче; диапазон у детей 4-5 лет достигает уже 4 тонов, а к концу дошкольного периода, как правило, 6 тонов.
Развитие и изменение голоса ребенка теснейшим образом связано с изменениями и ростом всего организма, и в частности его голосового аппарата и центральной нервной системы.
Кроме того, мы видим, что развитие голоса неразрывно связано с развитием артикуляционного и дыхательного аппарата, то есть можно сказать, что развитие голоса неотделимо от развития речи в целом. Вне речи возможны лишь элементарные проявления голоса: крик, кашель, смех. Известно, что ведущую роль в развитии речи играет слух, при помощи которого ребенок воспринимает речь окружающих, подражает ей, контролирует свою речь. Вполне понятно, что тоже можно сказать и о влиянии слуха на голос. Только при наличии хорошего слуха голос может получить свое полное развитие.
Для иллюстрации указанной связи между голосом и слухом Алмазова Е. С., Правдина О. В., Ляпидевский С. С., Хватцев М. Е. и др. приводят в пример те глубокие и многообразные изменения, которые претерпевает голос при нарушении слуха.
Подробно же особенности голоса глухих и слабослышащих описаны в работах Д. Вильсона, А. Митринович-Моджеевска, Ф. Ф. Рау.
Все авторы указывают на то, что в раннем возрасте развитие речи и голоса ребенка с нарушенным слухом происходит так же, как и у слышащих детей. Глухие младенцы так же, как и слышащие кричат, кряхтят, хныкают. В дальнейшем они начинают гулить и лепетать. Кинестетические и вибрационные ощущения от действия собственного голосового и артикуляторного аппарата вызывают у ребенка с нарушенным слухом, как и у слышащего, положительные эмоции. Это, конечно, стимулирует голосо-артикуляционные реакции. Однако, невозможность слухового восприятия речи окружающих и звуков собственного голоса приводит к тому, что лепет глухого ребенка не получает такого развития, как у нормально слышащих детей.
Ф. Ф. Рау, Д. Вильсон и др. отмечают, что с того момента, когда слух начинает играть ведущую роль в развитии речи, и у нормально слышащих детей возрастает речевая и голосовая активность, происходит увеличение количества речеподобной вокализации, у неслышащих детей, напротив, голосовая активность снижается и остаются, как правило, лишь самые элементарные голосовые реакции. Эти реакции выражаются в виде крика, восклицаний, различного рода нечленораздельных звуках.
Однако, Ф. Ф. Рау акцентирует внимание на явлении “спонтанной вокализации”, наличие которой отмечали у глухих еще В. И. Флери, С. Гейнике.
Под “спонтанной вокализацией” понимают наличие звуков, близких к речевым, которыми сопровождается свободная деятельность глухих детей. Некоторые издаваемые глухими детьми звуковые комплексы служат выражением желаний и потребностей или даже обозначением предметов и явлений внешнего мира. Как указывал Ф. Ф. Рау, спонтанная вокализация отнюдь не является независимой от влияния речи окружающих. Имея ограниченные возможности для слухового подражания маленькие глухие дети обнаруживают склонность к зрительно-мышечному подражанию речевым движениям. Об этом может свидетельствовать тот факт, что в спонтанной вокализации обнаруживается преобладание передних (в частности, двугубных) согласных.
Следует сказать, что А. Митринович-Моджеевска так же указывает на наличие голосо-артикуляторных реакций лепетного типа, которые как бы обретая вторую жизнь, начинают развиваться у глухого ребенка приблизительно с 18 месяцев. Можно предположить, что здесь речь идет о той же “спонтанной вокализации”, которую описывал Ф. Ф. Рау.
Все исследователи отмечают, что наличие значительных остатков слуха у слабослышащих детей благотворно сказывается на развитии их голоса и речи. Голосовые реакции слабослышащих значительно богаче и разнообразнее, чем у глухих детей с небольшими остатками слуха. Возможность восприятия речи окружающих (пусть неполное, искаженное) создает условия для развития речеподобных реакций. В лепете слабослышащих появляются звуки, доступные их слуховому восприятию, и он не угасает окончательно, как у глухих. И наряду с элементарными голосовыми реакциями, неречеподобной вокализацией, которая по мнению Д. Вильсона все же преобладает у ребенка с нарушенным слухом, у слабослышащего в отличии от глухого увеличивается количество речеподобных голосовых реакций. Известно, что дети с легкой степенью тугоухости могут самостоятельно овладевать речью. Но без специального обучения объем их словаря будет очень мал, слова будут воспроизводиться искаженно, голос будет монотонным и слабомодулированным.
Исходя из выявленных особенностей развития голоса у детей с нарушенным слухом, следует подчеркнуть значение специальной работы, без которой невозможно формирование приемлемого для полноценного речевого голоса. Ф. Ф. Рау утверждает, что начинать эту работу нужно как можно раньше, важно не допустить угасание лепета ребенка. Принимая во внимание общие со слышащими закономерности развития, необходимо использовать для формирования и развития речи и голоса детей с нарушенным слухом именно период становления речи в норме. Важно поощрять, поддерживать и развивать любые речеподобные голосовые реакции ребенка и максимально использовать его слуховые возможности, даже если остатки слуха очень малы.
Необходимо отметить, что даже в условиях специального обучения практически невозможно избежать появления ряда специфических особенностей голоса, связанных с нарушением слуха.
Таким образом, развитие голоса у слышащих детей и детей, имеющих недостатки слуха, имеет общие черты и свои особенности, которые, безусловно, должны учитываться в педагогической работе по формированию голоса глухих и слабослышащих детей.
Список литературы.
1. Алмазова Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков // Расстройства ре-чи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. – М., 1969.
2. Алмазова Е. С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими на-рушениями голоса // Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпи-девского С. С. – вып. 2 – М., 1963.
3. Алмазова Е. С. К вопросу о нарушении голоса //Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 1. – М., 1960.
4. Андреева Е. И. Психологические основы обучения глухих детей произно-шению. – Л., 1977.
5. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963.
6. Вильсон Д. Нарушения голоса у детей. – М., «Медицина», 1990.
7. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М., 1996.
8. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., «Про-свещение», 1996.
9. Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фониат-рия и фонопедия. – М., «Медицина», 1990.
10. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958.
11. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования //Мышление и речь/под ред. Жинкина Н. И. и Шемякина Ф. Н. – М., 1963.
12.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего не-доразвития речи дошкольников. – М., «Просвещение», 1990.
13. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М., 1967.
14. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. – М., 1973.
15. Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств //Очерки по па-тологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 1. – М., 1960.
16. Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстрой-ствах голоса. – М., 1961.
17. Лаврова Е. В. Нарушения голоса //Логопедия /под ред. Волковой Л. С. – М., «Просвещение», 1989.
18. Лаврова Е. В. Характеристика и классификация нарушений голоса /Дефектология, № 1, 1987.
19. Ляпидевский С. С., Нейман Л. В., Гриншпун Б. М. Анатомо-физиологические механизмы речи //Расстройства речи у детей и подрост-ков /под ред. Ляпидевского С. С. – М., 1969.
20. Леонгард Э. И. Значение контроля над произношением глухих дошколь-ников //Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. – М., 1963.
21. Максаков А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников /Дошкольное воспитание, № 1, 1988.
22. Максимов И. А. Фониатрия. – М., 1987.
23. Митринович-Моджеевска А. Патология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965.
24. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М., «Просвещение», 1970.
25. Нейман Л. В., Правдина О. В. Нарушения слуха и его влияние на форми-рование речи //Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидев-ского С. С. – М., 1969.
26. Правдина О. В. Логопедия. – М., «Просвещения», 1969.
27. Правдина О. В. Голос и его нарушения //Очерки по патологии речи и го-лоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 2. – М., 1963.
28. Программа обучения и воспитания глухих детей дошкольного возраста. – М., 1991.
29. Программа обучения и воспитания слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.
30. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. – М., 1973.
31. Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. – М., 1981.
32. Рябченко А. Т. Функциональные нарушения голоса. – М., 1964.
33. Таптапова С. Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. – М., «Просвещение», 1984.
34. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М., «Просвещение», 1989.
35. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., «Просвещение», 1983.
36. Хватцев М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. – М., 1956.
37. Шацкая В. Н. Детский голос. – М., «Педагогика», 1970.

Опубликовать эту запись на: reddit

Нет комментариев.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Похожие темы

-

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения