Упражнения для запоминания имен участников, разминки и знакомства
УПРАЖНЕНИЕ
Попросите каждого участника придумать себе имя по формуле: прилагательное + существительное. Затем каждый участник называет свое имя группе с тем, чтобы вы могли проверить, насколько правильно все поняли это задание.
Имена, которые люди придумывают, звучат следующим образом: «Зеленая гора», «Молодая рыбка» или «Ржавый гвоздь». Моим любимым именем было: «Обычный игрок в гольф».
Здесь вы даете участникам возможность поимпровизировать. Вместо того чтобы кто-то называл их каким-то именем, они могут сами его придумывать. Кроме этого, упражнение основано на формуле: свобода внутри структуры, что является характерной чертой импровизации. Заданная структура проста и содержательна, под нее подходит любое существительное, которое сопровождается прилагательным. Несмотря на это, некоторые не знают, как распорядиться даже такой степенью свободы, и просят помочь им выбрать для них имя.
Вы можете помочь тем, кто находится в затруднении, уверив их, что они сами смогут придумать имя через несколько минут. Лучше всего вы поможете им, если разъясните, что трудности чаще всего возникают из-за слишком большого усердия. Люди придумывают имена, но боятся открыто назвать их, так как опасаются раскрыть что-то, что может им повредить или о чем другие могут подумать что-то не то: например, что имя «недостаточно хорошее», или «слишком заумное», или «слишком неправдоподобное». Если вы предполагаете, что у участников могут возникнуть затруднения, приведите для начала несколько примеров, а затем предложите какой-то безобидный, но в то же время неожиданный вариант, который даст право каждому проявить свою фантазию, например: «Меня зовут "Незастеленная кровать"».
Скажите, что может подойти любое имя, как бы обыденно или странно оно ни звучало. Для импровизации характерно также и то, что ее содержание используется только один раз. В этом случае, например, оно нам понадобится только на время этой игры.
Будет хуже, если вы позволите другим участникам помочь затрудняющемуся придумать себе имя. Несмотря на то что в какой-то момент может показаться, что помощь необходима, чтобы не остановить процесс, следует все же подождать, так как для человека будет значительно полезнее придумать себе имя самостоятельно.
Несмотря на то что выдуманные имена – временные, положительный эффект от игры будет довольно длительным. Сейчас мы просто упражняемся в нашей способности придумывать и изобретать что-то новое, придумывая имена. Вскоре, однако, мы придем к осознанию важности нашего настоящего, постоянного имени и затронем вопрос более серьезного выбора.
УПРАЖНЕНИЕ
После того как все участники придумали себе имена, попросите группу снова пообщаться друг с другом одну-две минуты, называя свои новые имена. Попросите добровольцев назвать как можно большее количество новых имен.
Один из участников или тренер может сделать вывод, что образ, создаваемый именем, помогает связать воедино образ, человека и слова, обозначающие имя. Мы видим человека, который ассоциируется с образом, который, в свою очередь, напоминает нам об имени.
Темп и стиль упражнения снова изменятся, когда каждый найдет для себя удобное место (лучше всего обычно подходит место в круге).
УПРАЖНЕНИЕ
Попросите каждого участника по очереди назвать свое настоящее имя и сказать, какие мысли и чувства он испытывает в связи со своим именем.
Продолжение ниже
Возможность выбора изложения в форме мыслей или чувств предоставляется для того, чтобы мужчины и женщины чувствовали себя одинаково комфортно. Существует теория, по которой женщины предпочитают говорить (или отвечать на вопросы) о том, что они чувствуют, а мужчины – о том, что они думают. Ответы в этой части упражнения дают нам дополнительную возможность убедиться в правильности этой теории. Наша основная задача, однако, – дать участникам возможность выразить свое отношение к собственному имени, возможно, даже рассказать что-то о себе. Например, люди, которых называют сокращенными, а не полными именами, например Джон вместо Джонатан, Сэм вместо Саманта, часто рассказывают о том, что не любят свое полное имя, поскольку именно так их называли родители, когда за что-то сердились на них.
Большинство из нас используют данные нам имена. Другие по тем или иным причинам меняют свое имя. Например, многие женщины меняют фамилию, когда выходят замуж.
Эти истории и отношение участников к своим именам лишний раз доказывают, как важно называть человека тем именем, которое он сам предпочитает.
На этот раз, когда добровольцы назовут новые имена, указывая при этом на человека, результат окажется более впечатляющим. Каждый сможет запомнить от трех до пяти имен, и часто в группе из двенадцати человек есть люди, которые могут назвать или всех, или за исключением одного участника.
УПРАЖНЕНИЕ
Попросите каждого участника по очереди сказать, как бы он хотел, чтобы его называли сегодня.
Иногда люди пользуются возможностью выбрать себе новое имя на время тренинга или даже навсегда. Давая человеку пищу для размышлений, это упражнение одновременно показывает, какое значение люди придают своим именам. Некоторые могут особенно остро ощутить это именно в данный момент, так как раньше они не задумывались над таким личным и одновременно таким простым вопросом; теперь же они легко рассказывают об этом аудитории, состоящей из незнакомых им людей или деловых партнеров. Это очень удачное упражнение, которое остается интересным и в группе из 40 участников, независимо от того, являются ли они коллегами или видятся впервые. Разумеется, можно исключить из упражнения часть, связанную с настоящими именами участников.
Проводя эту часть упражнения, тренер должен быть готов к разного рода эмоциональным реакциям со стороны членов группы. Некоторые расстраиваются или злятся, когда рассказывают историю своего имени. Важно позволить участникам выразить свои эмоции и поблагодарить каждого за его рассказ. Не следует давать какие-либо комментарии и советы или предлагать помощь.
Возвращение в реальность
Завершающая часть упражнения поможет участникам возвратиться в реальность и выйти из глубокого погружения. Объясните им, что наш головной мозг получает информацию в основном по трем каналам: зрительному, звуковому и осязательному. Другие наши ощущения – обоняние и вкус гораздо реже встречаются в контексте большинства тренинговых программ, если только это не курс по кулинарии или дегустации вина, где мы их непосредственно применяем. Их значение, в особенности значение обоняния, несправедливо принижается. Представьте себе, например, какие воспоминания может всколыхнуть запах помещений вашей школы.